Сегодня 21 мая 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Интервью начальника службы организации таможенного контрля ЦТУ В.А. Самсонова

PDFПечатьE-mail

25.08.2010

Посылка через таможню

Во второе воскресенье июля в России отмечается День российской почты. Это профессиональный праздник для всех людей, чья деятельность связана с оказанием почтовых услуг. Международные почтовые отправления являются перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Следовательно, они подчиняются определенным правилам и подлежат таможенному контролю. Главный центр обработки международной почты России – таможенный пост «Международный почтамт» Московской таможни. Через него проходит более 80 процентов всех международных почтовых отправлений (МПО) страны.

О том, как происходит таможенное оформление наших посылок и какие требования к работе таможенной и почтовой службам предъявляет сегодняшний день – наша беседа с начальником Службы организации таможенного контроля Центрального таможенного управления Владиславом Самсоновым.

- Владислав Анатольевич, с развитием современных коммуникационных технологий почтовая служба не только не утратила своей основной функции – связи между людьми, но и приобрела новое значение. Она стала каналом Интернет-торговли. Это послужило одной из причин увеличения потока международных почтовых отправлений в начале 2010 года. Как удалось преодолеть «почтовый кризис»?

- Развитие рынка Интернет-торговли, действительно, способствовало резкому росту количества пересылаемых международных почтовых (МПО) отправлений. Например, в 2009 году в регион деятельности ЦТУ поступило 195 большегрузных автомобилей с международными почтовыми отправлениями (в среднем – 19 в месяц), только в январе 2010 года – 31 автомобиль, в феврале – 43 и поток увеличивался. В среднем в день смена таможенного поста производила таможенное оформление и таможенный контроль от 2400 до 3300 почтовых отправлений и от 1800 до 2200 отправлений на участке ЕМS (служба экспресс-доставки).

Но эти объемы оформления оказались недостаточны, а сотрудники Почты России просто физически не успевали обработать, передать таможенникам и вывезти из зоны таможенного контроля международные почтовые отправления. Для решения этой проблемы 22 марта 2010 года в Центральном таможенном управлении состоялось совместное совещание представителей Управления, Московской таможни, ФГУП «Почта России» и Федерального агентства связи России. По его итогам Центральным таможенным управлением было принято решение об организации с 29 марта текущего года круглосуточной работы на таможенном посту Международный почтамт Московской таможни

С этой даты Международный почтамт перешел на круглосуточный режим. Таможенники работали в 4 смены. Непосредственно были заняты оформлением импортных международных посылок и EMS-отправлений (экспресс-грузов) 88 должностных лиц. Приказом Центрального таможенного управления штатная численность таможенного поста Международный почтамт была увеличена на 50 человек. Также со стороны ФГУП «Почта России» было увеличено количество почтовых операторов и грузчиков, обрабатывающих международные посылки.

В результате совместной работы среднесуточные объёмы оформления достигли свыше 9 тысяч международных почтовых отправлений (МПО). Это предельная пропускная способность пункта Международного почтового обмена. В течение трех последующих недель работы в круглосуточном режиме увеличенным составом Международного почтамта количество неоформленных в таможенном отношении единиц посылочной почты было сведено к нулю, число неоформленных мелких пакетов, а также EMS-отправлений сократилось в пять раз.

- Как в настоящее время обстоит ситуация с оформлением МПО?

- На сегодняшний день на таможенном посту Международный почтамт Московской таможни оформляется порядка 5 000-7 000 МПО и 2 000 – 3 500 EMS – отправлений. Что связано, в первую очередь, с сезонным сокращением количества пересылаемых МПО – в летние месяцы оно снижается. Вместе с тем, вывоз с территории ММПО Москва оформленных в таможенном отношении МПО продолжает осуществляться с задержкой в 2-3 дня, что приводит к чрезмерной загруженности производственных площадей и негативно влияет на скорость обработки почты.

- С какими трудностями ещё приходится сталкиваться таможенным органам при взаимодействии с национальным почтовым оператором?

- Кроме таможенного поста Международный почтамт Московской таможни приказом ГТК от 3 декабря 2003 г. N 1381 «Об утверждении правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях» на территории Российской Федерации определено еще 11 мест международного почтового обмена. Это Санкт-Петербургский, Петрозаводский, Благовещенский почтамты; Брянский прижелезнодорожный почтамт (для таможенного оформления международного почтового обмена со странами СНГ); Самарский, Владивостокский, Иркутский, Новосибирский прижелезнодорожные почтамты; отделение перевозки почты г. Мурманск, АОПП Шереметьево (для периодической печати) и Калининградский ЦПП. Однако почтовая логистика выстроена таким образом, что 80% всех МПО для России и транзитные посылки для стран СНГ идут именно через МППО «Москва».

Немаловажен тот факт, что здание Международного почтамта строилось к московской олимпиаде 1980 года. Да, на тот момент это был современный комплекс. Возможно, сосредоточение здесь основного потока МПО было технологически оправдано. Но прошло уже 30 лет. Изменилась наша страна, стали более открытыми границы, появились новые виды товарообмена, например, Интернет-торговля. Сейчас поток международных почтовых оправлений просто несравнимо больше уровня советских времен. А условия работы значительно отстают от современных требований. Конечно, рабочие места таможенников и почтовых операторов оборудованы компьютерной техникой, в цехах стоят рентгеновские установки, но социально-бытовые условия остаются на низком уровне. Недостаточное количество рабочих мест, слабая вентиляция помещений, теснота проходов между скоплениями МПО, отсутствие помещений для переодевания и многое другое.

- Что делается для улучшения ситуации?

- Управление неоднократно указывало ФГУП «Почта России» на перечисленные мной проблемы. По заверениям представителей всероссийского почтового оператора, на Международном почтамте в Москве планируется произвести реконструкцию и модернизацию отделов таможенного оформления, что позволит разместить дополнительные рабочие места и увеличить ежедневную пропускную способность этого ММПО. В перспективе ФГУП «Почта России» планирует строительство современного места международного почтового обмена в подмосковном Подольске. Здесь будут созданы все условия для применения перспективных таможенных технологий, размещения таможенников и сотрудников контролирующих органов. ФГУП «Почта России» отметили, что планирует ввод в эксплуатацию этого ММПО в 2011 году.

- Какие меры предприняты для предотвращения почтовых кризисов, подобных мартовскому?

- Центральным таможенным управлением направлено в ФТС России обоснование для увеличения штатной численности должностных лиц таможенного поста Международный почтамт и Брянского магистрального сортировочного центра (МСЦ), а также для снятия с последнего ограничений по обработке международных почтовых отправлений. В перспективе Брянским МСЦ будет оформляться в месяц до 25 тысяч международных почтовых отправлений из любой точки мира.

Изменения в процесс таможенного оформления МПО в части компетенции таможенных органов уже внесены. Однако до сих пор ни одно из обязательств, возложенных (в ходе совместных совещаний таможенных органов и почтовой администрации) на ФГУП «Почта России», данной организацией полностью не выполнены. Рабочие места не оборудованы, техника в достаточном количестве отсутствует, надлежащие социально-бытовые условия для должностных лиц поста Международный почтамт также не созданы.

Также, в целях разгрузки т/п Международный почтамт Московской таможни, часть МПО решено перенаправить на ОСТП № 1 Володарского т/п Брянской таможни. 08 апреля 2010 было проведено совместное совещание руководства Брянской таможни с руководством Брянского МСЦ ОСП ГЦМПП филиала ФГУП «Почта России» для выработки действий, направленных на реализацию данного решения. В настоящее время решения, направленные на оснащение дополнительных рабочих мест для должностных лиц Володарского т/п Брянской таможни и мест разгрузки и цеха обработки МПО, выполнены не в полном объеме. Не заключен договор безвозмездного пользования помещений и имущества, не определен порядок доставки дополнительного объема МПО на Володарский т/п Брянской таможни. Обо всех фактах доведено до сведения руководства Брянского МСЦ и ФГУП «Почта России».

- Существуют нормативы, технологические схемы, позволяющие отследить время таможенного контроля?

- В Московской таможне разработана технология фиксации времени совершения таможенных процедур должностными лицами таможенного поста Международный почтамт на предъявляемых документах. На оборотной стороне почтовой накладной формы 16 проставляются технологические отметки с указанием времени поступления МПО таможенному инспектору и времени выпуска. Это позволяет контролировать работу должностных лиц и выявлять случаи задержек совершения таможенных операций работниками места международного почтового обмена «Москва» - филиал ФГУП «Почта России». Практически все предъявляемые ФГУП «Почта России» таможенному органу МПО оформляются в течение установленных таможенным законодательством 3 дней, даже во время «почтового кризиса».

Комиссией ФТС России, проводившей проверку таможенного поста Международный почтамт в январе-феврале 2010 года, был осуществлен хронометраж рабочего времени должностных лиц, осуществляющих таможенные операции на участке посылочной почты. В результате было установлено, что среднее количество оформляемых почтовых отправлений одним инспектором при достаточной эффективности таможенного контроля должно составлять 150-200 отправлений в смену.

- Наши граждане активно пользуются не только услугами Почты России, но и обращаются к экспресс-перевозчиками. Однако экспресс-грузы в начале 2010 года «опаздывали» к получателю. Фирма DHL даже объявила о временной приостановке приема грузов для России. В чем причина «кризиса экспресс-доставки»?

- Во второй половине 2009 года таможенными органами Управления совместно с правоохранительными органами были проведены мероприятия по усилению таможенного контроля за товарами, незаконно перемещаемыми различными компаниями под видом экспресс-грузов с применением упрощенного порядка их таможенного оформления, так называемые, «лжеэкспресс-преревозчики». По фактам такого незаконного перемещения в Зеленоградской, Тульской, Смоленской и Щелковской таможнях Управления было приостановлено перемещение 19 транспортных средств (в которых содержалось более 96000 посылок). В отношении различных компаний было заведено 10 дел об административных правонарушениях, возбуждено 8 уголовных дел.

В результате деятельность «лжеэкспресс-преревозчиков» была остановлена, потребители обратились за услугами в компании, законно занимающиеся экспресс-перевозками. Это привело к увеличению объемов таможенного оформления данной категории товаров в Московской таможне. В то же время одновременно с возросшей нагрузкой на отделы таможенного оформления и таможенного контроля Международного почтамта нами было отмечено снижение качества подготовки таможенными брокерами документов, необходимых для оформления экспресс-грузов, что неблагоприятно сказывалось на сроках выпуска товаров. То есть, таможенный инспектор был вынужден запрашивать дополнительные сведения. К экспресс-грузам применяется упрощенный порядок таможенного оформления. При подаче надлежащим образом подготовленных документов, оно занимает от полутора до восьми рабочих часов.

Таможенники регулярно выявляют случаи заявления недостоверных сведений о товарах, не заявления данных, являющихся обязательными для целей таможенного контроля, непредставления необходимых для принятия решений по таможенной стоимости товаров документов, что является нарушением требований нормативных актов ФТС России. Проведенные проверки показали, что под видом дешевых товаров в экспресс-грузах пытались провезти брендовые вещи, элитную косметику, дорогие часы, фотоаппараты, мобильные телефоны, компьютерные комплектующие, электронику, запчасти для транспортных средств и др.

- Как удалось решить эти проблемы?

- 19 марта 2010 года в Центральном таможенном управлении состоялось совместное совещание представителей Управления, Московской таможни, Ассоциации экспресс-перевозчиков, в результате которого была создана совместная рабочая группа по урегулированию вопросов, связанных с таможенным оформлениемэкспресс – грузов и МПО. В целях обеспечения бесперебойного таможенного оформления экспресс-грузов было принято решение проработать вопрос об увеличении штатной численности ОТО и ТК № 2, ОТО и ТК № 3 ОТО и ТК № 5 таможенного поста Международный почтамт Московской таможни.

27 апреля 2010 года рабочей группой было проведеносовещание с представителями организаций экспресс – перевозчиков по урегулированию вопросов, связанных с таможенным оформлениемэкспресс – грузов. В результате принятых мер удалось нормализоватьситуацию в ЗАО «ДХЛ Интернейшнел». Это позволило с 01 июня 2010года открыть приём отправок на территорию Российской Федерации.

Анализ ситуации с задержками выдачи МПО и экспресс –грузов получателям, сложившейся в первом полугодии 2010 года указывает на наращивание пересылки отправлений, объем которыхпревысил реальные пропускные способности организаций, чтопривело к задержкам в обработке отправлений их работниками,затягиванию сроков и ненадлежащего декларирования МПО иэкспресс – грузов таможенному органу. Московской таможнейнеоднократно доводилось до сведения руководителей указанныхорганизаций о необходимости увеличения пропускной способностиММПО и подконтрольных СВХ путем поиска резервов и повышениякачества своей непосредственной деятельности, как представителейинтересов получателей отправлений в таможенных органах

Принципиальные изменения возможны лишь при повышении квалификации таможенных брокеров, заявления достоверных сведений о товарах, создании дополнительных рабочих мест, открытии новых складов временного хранения, а также применении перспективных таможенных технологий, инициатором внедрения которых и обеспечения их технической составляющей должны выступать, прежде всего, владельцы складов временного хранения.

- Какой Вы можете сделать прогноз относительно объемов МПО и экспресс-грузов в ближайшем будущем?

Во второй половине 2010 года ФГУП «Почта России» прогнозирует увеличение объемов поступления международных почтовых отправлений в ММПО Москва на 46%. Относительно изменения объемов поступления экспресс-грузов информация в Управлении отсутствует.

- Как на международном почтовом обмене и экспресс-перевозках сказывается сезон отпусков?

- В настоящее время существующая штатная численность таможенного поста Международный почтамт способна обеспечить проведение таможенного оформления в установленный таможенным законодательством срок даже в условиях увеличения объема поступающих отправлений.

- Какие изменения произойдут в таможенном оформлении МПО и экспресс-грузов в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза? На что нужно обратить внимание физическим лицам и пользователям Интернет-магазинов?

- В Таможенном кодексе Таможенного союза введено определение экспресс-груза, которое отсутствовало в Таможенном кодексе Российской Федерации.

Физическим лицам и пользователям Интернет-магазинов необходимо обратить внимание на положения законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы перемещения и таможенного оформления МПО и экспресс-грузов в рамках Таможенного союза, находящихся на сегодняшний день в процессе разработки и принятия.

Беседу вела Елена Шатеева

Журнал "Таможня" №16