Сегодня 21 апреля 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Интервью начальника службы федеральных таможнных доходов ЦТУ П.А. Стрельникова

PDFПечатьE-mail

25.08.2010

«Внешнеторговый пульс» Центрального Федерального округа

Одной из главных функций таможенных органов является формирование доходной части Российского бюджета. Центральное таможенное управление «держит руку на внешнеэкономическом пульсе» ЦФО России. О том, насколько он наполнен, и какие задачи ставит перед экономическим блоком ЦТУ Федеральная таможенная служба, наша беседа с заместителем начальника Управления - начальником службы федеральных таможенных доходов Павлом Стрельниковым.

- Павел Анатольевич, как Вы оцениваете развитие внешней торговли в регионе деятельности Центрального таможенного управления?

После некоторого спада деловой активности, наступившего в результате всемирного экономического кризиса, мы наблюдаем рост товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья. В течение I полугодия 2010 года в регионе деятельности Управления внешнеэкономическую деятельность осуществляли свыше 20 тыс. участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) (за аналогичный период 2009 года – почти 17 тыс.). Из них юридические лица – более 19 тыс., физические – 0,7 тысячи.

Таможенными органами Управления по всем процедурам перемещения товаров оформлено свыше 500 тысяч грузовых таможенных деклараций (ГТД), что почти на 15% больше аналогичного показателя I полугодия 2009 года. Из общего количества декларацийна вывоз оформлено около 102 тыс. (20%), на ввоз – более 400 тыс. (80%). По отношению к сопоставимому периоду 2009 года произошло увеличение объемов декларирования по экспорту на 17%, импорту – на 14%.

Внешнеторговый оборот Центрального таможенного управления за I полугодие 2010 года составил около 44 млрд. долларов США. По сравнению с соответствующим периодом 2009 года объемы внешней торговли возросли на 32% в результате роста экспортных поставок на 50% и импортных закупок – на 27%. Экспорт, оформленный участниками ВЭД в регионе деятельности Управления, составил свыше 12 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – более 9 млрд. долларов США (77% от экспорта в целом), страны СНГ – около 3 млрд. долларов США (23%). Импортные закупки достигли почти 32 млрд. долларов США, в том числе из стран дальнего зарубежья – 28 млрд. долларов США (89% от импорта в целом), стран СНГ – более 3,5 млрд. долларов США (11%). Сальдо торгового баланса в целом по Управлению сложилось отрицательное – превышение импорта над экспортом составило более 19 млрд. долларов США.

- Более года Центральное таможенное управление реализует Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Как этот процесс отражается на таможенных доходах?

- В результате реализации Концепции происходит постепенное смещение таможенного оформления в таможни Западного региона, преимущественно в приграничные. Количество ГТД, оформленных в Москве и Московской области, по отношению к I полугодию 2009 года уменьшилось на 1,2% (почти на 4 тыс. ГТД). Объем декларирования в таможнях Западного региона, напротив, увеличился в 1,6 раза (более чем на 67 тыс.).

В I полугодии 2010 года таможням Управления перечислено в доходную часть федерального бюджета 264,70 млрд. руб., что составило 101,26 % от контрольных показателей. Это на 28,34 млрд. рублей или на 12 % больше, чем за аналогичный период 2009 года. При этом наблюдается тенденция увеличения перечисленных в доход федерального бюджета сумм таможенных платежей по результатам таможенного оформления товаров в таможнях, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Основные расчетные экономические показатели деятельности ЦТУ в истекшем периоде имеют положительную динамику по сравнению с аналогичными показателями 2009 г. Совокупный таможенный платеж по 1 ГТД составил 21362 доллара США, что на 3,9% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Совокупный таможенный платеж за 1 кг товаров составил 1,41 доллара США, что на 1,5% выше показателя 2009 года.

- Какова товарная структура и география внешней торговли Центрального Федерального округа?

В структуре экспортируемых товаров наибольший удельный вес (по стоимости) занимали металлы и изделия из них (29%), минеральные продукты (25%), машиностроительная продукция (17%). Основными товарными группами импорта являлись машиностроительная продукция (около 37%), продукция химической промышленности (26%), продовольственные товары (около 14%).

В I полугодии 2010 года география экспортных поставок в регионе деятельности Управления была весьма обширна – 140 стран мира. Постоянными крупными партнерами, влияющими на объемы экспорта в целом, являлись: Нидерланды (16% в общем объеме экспорта), Украина (13%), Италия (10%), Казахстан (6%), Германия (6%) и Китай (4%). Вывоз товаров в ведущие страны-импортеры составил 56% от общего объема экспорта. По сравнению с I полугодием 2009 года возрос экспорт во все ведущие страны-импортеры российской продукции, особенно в Нидерланды (в 2,3 раза), Украину (в 2,2 раза), и Германию (в 2 раза).

Участники внешнеэкономической деятельности, осуществлявшие таможенное оформление товаров в регионе деятельности Управления, вели закупки импортной продукции в 169 государствах.

Наиболее крупные страны – поставщики: Германия (15% в общем объеме импорта), Китай (14%), Украина (около 10%), Италия (6%), Франция (около 6%) и Польша (около 5%). Из стран СНГ, наряду с Украиной, доля которой в объеме импорта стран СНГ составляла более 85%, можно выделить Узбекистан
(7%). Ввоз товаров в регион деятельности Центрального таможенного управления из ведущих стран-экспортеров составил 55% от общего объема импорта, в том числе из ведущих стран дальнего зарубежья – более 45%. Иначе говоря, как и в экспорте, подавляющая доля импорта, оформленного в подчиненных таможнях, приходится на сравнительно небольшое число стран. По отношению к Iполугодию 2009 года наблюдается рост импорта из всех ведущих стран, в большей мере из Украины (в 1,7 раза), Китая (в 1,3 раза), Польши и Франции (в 1,2 раза).

- Павел Анатольевич, таможенное регулирование предусматривает не только взимание таможенных платежей, но и содействие развитию промышленности, поддержку отечественного производителя, а также обеспечению реализации социальных проектов. Как выглядит этот процесс через призму службы федеральных таможенных доходов?

- Таможенно-тарифное регулирование, действительно, является основным методом упорядочивания государством сферы внешней торговли. Его функции: фискальная - обеспечение поступления средств в бюджет и протекционистская, то есть, защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

К примеру, если в страну импортируются технологическое оборудование, сырье для отечественного производства или социально-значимые товары, то постановлениями Правительства России устанавливается низкая ввозная пошлина. Помимо этого, для отечественных производителей, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих инвестиционные проекты в нашу экономику, а также ввозящих жизненно необходимые грузы, существуют льготы по уплате таможенных платежей.

Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленная таможенными органами Управления за указанный период 2010 года, составила более 3 млрд. руб. Наибольшие суммы льгот в указанном периоде предоставлены в отношении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации медицинским товарам. На втором месте - технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, аналоги которого не производятся в России. На третьем – товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации по международным договорам.

Таможенное оформление товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей в основном производилось в таможнях Московского региона – Зеленоградской, Щёлковской, Ногинской и Московской.

В текущем году наблюдается рост объёмов предоставленных льгот по уплате таможенных платежей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2 %. Общее увеличение произошло в связи с появлением такой категории льготных товаров как технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Раньше льготы для этой категории товаров не предоставлялись, так как изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, регламентирующие предоставление льгот по уплате таможенных платежей в отношении указанных товаров, вступили в силу 1 июля 2009 года.

В течение 2010 года увеличилась сумма льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации с 203,7 до 413,8 млн. руб., т.е. более чем в 2 раза, а вот сумма льгот по уплате таможенных платежей в отношении медицинских товаров за указанный период 2010 года сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года почти на 11%. Это связано, в первую очередь, с усилением контроля предоставления льгот в отношении данной категории товаров.

- Вы сказали, что был усилен контроль при ввозе медицинских товаров. В чем заключается таможенный контроль в отношении таких социально-значимых товаров, как лекарства?

- Среди важнейших поручений Президента Российской Федерации, которые последовали за его Посланием Федеральному Собранию в конце 2009 года, - оздоровить фармацевтический рынок и устранить почву для злоупотреблений. Эта задача решается в комплексе, в том числе и в сфере внешнеторговой деятельности.

На российском фармацевтическом рынке значительную долю составляет импортная продукция. При этом в Российскую Федерацию ввозятся не только готовые для реализации лекарственные средства, но и фармацевтические субстанции для производства лекарственных препаратов.

В ЦФО, и в частности в Московском регионе, проходит оформление более 95% от всего объема лекарственных средств, импортируемых в Российскую Федерацию, и поэтому от слаженности работы таможенных органов Центрального таможенного управления напрямую зависит качество медицинской помощи, оказываемой в российских лечебных учреждений, деятельность отечественных фармацевтических предприятий, а также обеспечение лекарственными препаратами населения Российской Федерации.

Качеству и безопасности ввозимых лекарственных средств во все времена уделялось особое пристальное внимание со стороны государства и уполномоченных федеральных органов. С декабря 1998 года введено и продолжает действовать лицензирование ввоза лекарственных средств, а с декабря 2002 года – процедура обязательной сертификации лекарственных средств, которая с сентября 2004 года заменена на процедуру обязательного подтверждения соответствия. Таким образом, в настоящее время при ввозе и, соответственно, при таможенном оформлении лекарственных средств должны представляться лицензии, выдаваемые Минпромторгом России по согласованию с Роздравнадзором и декларации о соответствии, зарегистрированные в органе по сертификации. В ЦФО, и в частности в Москве, действуют три органа по сертификации, аккредитованные на лекарственные средства, и один орган по сертификации - на медицинские иммунобиологические препараты.

Лицензирование ограничивает круг организаций, занимающихся импортом лекарственных средств, а декларирование соответствия призвано обеспечить качество и безопасность ввозимых лекарственных средств.

Что касается лицензий на лекарственные средства, то следует отметить, что в текущем году их количество значительно возросло. И связано это, в первую очередь, с совершенствованием государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 654,
так как теперь лицензия Минпромторга России выдается на каждое наименование лекарственного средства отдельной дозировки. В текущем году подчиненными таможнями зарегистрировано и принято на контроль более 18 тысяч лицензий Минпромторга России на лекарственные средства, что приблизительно в 2,4 раза больше чем за аналогичный период 2009 года.

Следует отметить, что случаев представления к таможенному оформлению лекарственных средств недействительных лицензий Минпромторга России и деклараций о соответствий в регионе деятельности Управления не выявлялись.

- Павел Анатольевич, с 1 июля вступает в силу Таможенный кодекс таможенного союза. Какие нововведения он внесет в процесс взимания таможенных платежей?

- Таможенный кодекс Таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур. В отношении участников ВЭД, таможенных представителей, перевозчиков предусмотрены упрощения таможенного администрирования.

Во-первых, срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения - до четырех месяцев, тогда как в Таможенном кодексе Российской Федерации на это отводилось 15 дней. Во-вторых, введен институт уполномоченного экономического оператора, который является развитием «специальных упрощенных процедур».

Помимо применявшихся ранее упрощений для уполномоченного экономического оператора предусмотрены: выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации (беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней); возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей; сумма обеспечения деятельности таможенного представителя уменьшена с 50 млн. рублей до 1 млн. евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза на день внесения такого обеспечения.

Кроме того, сокращена сумма обеспечения для таможенных перевозчиков с 20 млн. рублей до 200 тысяч евро, а железнодорожный перевозчик освобождается от необходимости внесения обеспечения доставки товаров. А также из Таможенного кодекса таможенного союза исключена норма об использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора страхования.

Солидарная ответственность по уплате таможенных платежей у декларанта и таможенного представителя в Российской Федерации продолжает действовать. В ТК ТС установлен переходный период в 1 год, в течение которого и Республика Беларусь, и Республика Казахстан введут такую же солидарную ответственность брокера и декларанта.

В Таможенном кодексе таможенного союза обособленно стоит вопрос распределения между государствами-членами таможенного союза сумм ввозных таможенных пошлин. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для государств - членов таможенного союза установлены решением Комиссии таможенного союза от 25.03.2010 № 199 «О механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)» следующим образом:

Республика Беларусь - 4,70 %;

Республика Казахстан - 7,33 %;

Российская Федерация - 87,97 %.

Уплата таможенных пошлин, налогов будет производиться в валюте государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, в частности, в рублях для Российской Федерации, в тенге для Казахстана и в белорусских рублях для Белоруссии.

В преддверии вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза Центральным таможенным управлением и подчиненными таможнями была проделана значительная работа по изучению нормативной правовой базы. Законодательство развивается и совершенствуется в практике его применения. Сейчас мы находимся в начале этого процесса. Как он будет протекать, зависит не только от взаимодействия таможенных служб трех стран, но и от конструктивного диалога власти и бизнеса. Центральное таможенное управление к такому диалогу готово.

Беседу вела Елена Шатеева

Журнал "Таможня" №16