Сегодня 19 января 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Интервью начальника Центрального таможенного упавления

PDFПечатьE-mail

25.05.2010

Ставка на современные технологии

Более года деятельность Центрального таможенного управления направлена на реализацию Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. О том, каких результатов удалось достичь, и как будут дальше реформироваться таможенные органы Центрального федерального округа, наша беседа с начальником Центрального таможенного управления генерал- майором таможенной службы Сергеем Николаевичем Прусовым.

- Сергей Николаевич, на страницах журнала «Таможня» мы с Вами уже беседовали о первых шагах Центрального таможенного управления по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Чего удалось достичь за это время?

- В 2009 и в I квартале 2010 года в московском регионе нами была проделана большая работа по оптимизации структуры и местонахождения таможенных органов. В результате кардинально сократилось количество таможен и таможенных постов, расположенных в столице. Ранее здесь функционировало 4 таможни и 45 таможенных постов, сейчас – одна Московская таможня, в подчинении которой находится 5 специализированных таможенных постов.

В Московской области 3 ноября 2009 года произошла реорганизация в форме присоединения Подольской таможни к Зеленоградской. А в I квартале 2010 года была начата работа по оптимизации структуры последней. С 1 февраля в структуре Зеленоградской таможни был создан Львовский таможенный пост. Его регионом деятельности определены Западный, Северный, Северо-Западный, Центральный и Юго-Западный административные округа г. Москвы, а также районы Московской области: Подольский (за исключением гарнизона и аэродрома Остафьево) и Чеховский (за исключением СВХ ООО «Кедр»). А также города: Климовск, Подольск, Троицк и Щербинка.

Кроме того, с 1 апреля 2010 начал работу Ленинградский таможенный пост Зеленоградской таможни. Регионом его деятельности определён Солнечногорский район Московской области. В то же время были ликвидированы Наро-Фоминский, Баковский, Подсолнечный, Панфиловский и Петровский таможенные посты Зеленоградской таможни. Штатная численность этих подразделений перераспределена между Львовским и Ленинградским таможенными постами, а также передана на приграничные таможенные органы.

Сейчас на территории Подмосковья функционируют 3 таможни: Зеленоградская, Ногинская и Щелковская. В перспективе в Московской области планируется создание одной таможни, а количество подчиненных ей таможенных постов будет определено с учетом положений Концепции, а также утвержденного ФТС России Перечня товаров, в отношении которых нецелесообразно применять требования об обязательном таможенном оформлении в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Одной из составляющих комплексной цели Концепции является реализация возможности осуществления декларирования товаров и представления документов в электронной форме. В рамках развития данного направления, в ЦТУ создан отдел внедрения перспективных таможенных технологий. Планируется также создание специализированных таможенных постов, применяющих в своей деятельности тестирование и использование на практике новых технологий декларирования и таможенного оформления товаров. Это «удаленный» выпуск и «удаленная подача» деклараций, предварительное информирование, декларирование товаров в электронном виде, в том числе с использованием сети «Интернет». Их применение способствует ускорению таможенного оформления, сокращению времени хранения товаров на складах временного хранения и простоя транспортных средств, а также повышает результативность и качество таможенного контроля.

- Вы сказали, что в ЦТУ создан отдел внедрения перспективных таможенных технологий, перед которым стоят весьма масштабные задачи. Но Управление – это координирующий центр, а любая технология требует длительной «обкатки на земле». Как решается эта задача?

- Отдел внедрения перспективных таможенных технологий, буквально, вырос из Каширского таможенного поста Московской южной таможни. Именно здесь, после вступления в силу Федерального закона №1- ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи», в системе таможенных органов Российской Федерации была начата работа по реализации электронного декларирования. 25 ноября 2002 года на этом таможенном посту была выпущена первая в России электронная грузовая таможенная декларация (ЭГТД).

На начальном этапе это был эксперимент. Каширский таможенный пост совместно с таможенным брокером и СВХ «Норд-Ост» начал проработку технических и методических условий для разработки и внедрения передовых таможенных технологий и соответствующего программного обеспечения. Следует заметить, что в условиях отсутствия в тот период какого-либо опыта применения электронных цифровых подписей в Российской Федерации, оперативность решения поставленных ФТС России задач была достигнута благодаря как высокому профессионализму, так и энтузиазму исполнителей: начальника таможенного поста Валерия Ивановича Селезнева (в настоящее время – первый заместитель начальника Управления по таможенному контролю), его сотрудников и участников ВЭД.

В 2006 году по решению Коллегии ФТС России на Каширском таможенном посту был создан отдел внедрения перспективных информационных таможенных технологий. Именно здесь производились отработка и опытное тестирование новых информационных таможенных технологий; проведение комплексных стендовых испытаний, апробация новых программных средств и их обновлений непосредственно при осуществлении таможенных процедур для их последующего внедрения в таможенных органах Российской Федерации.

То есть, изначально перспективные технологии развивались в неразрывной связи с практическим применением. Также на базе Каширского таможенного поста было организовано обучение должностных лиц таможенных органов, на которых осуществляется внедрение либо проводятся эксперименты по применению новых информационных таможенных технологий.

После реорганизации Московский южной и Подольской таможен Каширский таможенный пост был переподчинен Ногинской таможне. Внастоящее время он активно участвует в работе по внедрениютехнологии удаленного выпуска товаров. Согласно данной технологии товары размещаются на приграничном СВХ, где осуществляется фактический таможенный контроль, подача ЭГТД, документальный контроль и выпуск осуществляются внутренним таможенным органом. С момента действия данного порядка, то есть, с 02 февраля 2010 года, Каширским таможенным постом во взаимодействии с Заднепровским таможенным постом Смоленской таможни выпущено около 50 ЭГТД. Кроме того, ту же технологию начал использовать Митинский таможенный пост Зеленоградской таможни.

Также в марте было произведено таможенное оформление двух электронных ГТД во взаимодействии Центрального таможенного управления с Северо-Западным таможенным управлением при работе разных программных средств (АИСТ М в ЦТУ и АИСТ РТ 21 в СЗТУ). Оформление производилось на Вашутинском таможенном посту Зеленоградской таможни и Выборгском таможенном посту Выборгской таможни.

В регионе деятельности ЦТУ уже все таможни в той или иной степени применяют таможенное оформление с подачей электронной грузовой таможенной декларации, следующий шаг – освоение и внедрение технологии «удаленного» выпуска. Отдел внедрения перспективных таможенных технологий Управления координирует этот процесс, организует обучение должностных лиц таможен, подчиненных ЦТУ, а также осуществляет контроль результатов применения новейших методик. Конечно, Каширский таможенный пост по-прежнему остается главной экспериментальной площадкой при апробации и внедрении новейших технологий и программных продуктов, а также своего рода, учебным центром для должностных лиц таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, как правило, гости ЦТУ здесь знакомятся с электронным декларированием в таможенных органах. Только в текущем году на Каширском таможенном посту встречали представителей Всемирного Банка Реконструкции и развития. Совсем недавно мы принимали председателя Главного таможенного управления Монголии Д. Цэвээнжав, советника председателя Главного таможенного управления по правовым вопросам Э. Алтантуяа, директора таможенно-экономического института Б. Батбямба, а также представителей посольства Монголии в России. Недавно Каширский таможенный пост посетила делегация таможенной службы Королевства Таиланд во главе с Генеральным директором Королевской таможни Таиланда С. Суджапонжси. Гостей ознакомили с технологиями, применяемыми таможенными органами России в ходе таможенного оформления и таможенного контроля товаров.

- Одной из целей Концепции является развитие приграничных регионов. Насколько удалось развить таможенную инфраструктуру, как приграничные таможенные органы справляются с возрастающим товаропотоком?

- Реализация Концепции невозможна без поддержки региональных органов местного самоуправления и представителейбизнеса. В течение прошлого года в рамках реализации Концепции Управлением на различных уровнях был проведен ряд рабочих встреч и совещаний. В марте текущего года в Центральном таможенном управлении состоялось совещание по вопросу создания таможенно-логистических терминалов и объектов социальной сферы в приграничных районах, на территории которых расположены автомобильные пункты пропуска (пункты принятия уведомлений) через государственную границу Российской Федерации.

В Брянской, Курской и Смоленской областях, непосредственно возле отдельных автомобильных пунктов пропуска и пунктов принятия уведомлений, либо в 30-и километровых зонах таможенного контроля, коммерческими организациями созданы и начали работать склады временного хранения, на территориях которых размещены и уже начали осуществлять свою деятельность таможенные подразделения. В настоящее время ЦТУ проводит анализ изменения товаропотоков и складывающейся транспортно-логистической ситуации в регионе для очередных шагов в реализации Концепции.

Центральное таможенное управление проанализировало, насколько приграничные таможенные органы и структуры, предоставляющие складские услуги и создающие околотаможенную инфраструктуру, готовы принять товаропотоки из Московского и других регионов в области приближенные к границе, готовы ли должностные лица таможенных органов справиться с предстоящими объёмами. По нашим оценкам, процесс смещения грузопотоков происходит в большей степени в приграничные - Брянскую и Смоленскую таможни и частично во внутренние - Калужскую и Тверскую. К примеру, за последние месяцы объемы таможенного оформления на Тверском посту увеличились в 2 раза, на Заднепровском таможенном посту Смоленской таможни в 3 раза, на Обнинском и Боровском таможенных постах Калужской таможни в 2 и5 раз, соответственно.

- Как будут реформироваться внутренние таможни?

- В 2010-2012 годах будет осуществлено реформированиетаможенных органов, расположенных в субъектах Центрального федерального округа в регионах деятельности которых отсутствуют морские и сухопутные пункты пропуска. При реорганизации будут учитываться, в том числе, реализуемые в регионах инвестиционные проекты, развитие промышленного производства и другие критерии.

По мере реализации Концепции, в работе таможенных постов внутренних таможен должны будут преобладать более прогрессивные и современные технологические схемы таможенного оформления товаров о которых я уже говорил.

- Вы говорите об иностранных инвестициях, как влияет реализация Концепции на инвестиционный климат в регионе?

- Управлением ведется планомерная работа по взаимодействию с иностранными участниками внешнеэкономической деятельности в рамках реализации инвестиционных проектов вЦентральном федеральном округе. 26 ноября 2009 года в ЦТУ состоялась встреча с представителями рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Обсуждались мероприятия, проводимые ЦТУ по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Представителей иностранных инвесторов интересовало дальнейшее реформирование таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе. Руководство ЦТУ обратило их внимание на том, что при реорганизации будут учитываться, реализуемые в регионах инвестиционные проекты и развитие промышленного производства.

Примером может служить оптимизация структуры Калужскойтаможни, как в части создания таможенных постов, так и увеличения их штатной численности за счет других таможен Управления. Это обусловлено экономическим развитием Калужской области, на территории которой активно реализуются инвестиционные проекты,таких как Фольксваген, Вольво, Peugeot - Citroen - Mitsubishi, созданиепроизводственных предприятий в экономической зоне Ворсино.

Недавно я провел рабочую встречу с представителями администрации Калужской области и компании «Peugeot/Citroen».Речь шла о формировании таможенной инфраструктуры на территории построенного в поселке Росва Калужской области филиала завода (совместное мероприятие Peugeot - Citroen - Mitsubishi – ПСМА Рус). Так же иностранных инвесторов интересовали вопросы таможенного оформления товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.

Производство автомобилей Peugeot и Citroen класса «С» и внедорожников на базе импортируемых компонентов началось в марте 2010 года. В первый год работы планируется выпуск 25 тысяч машин. В связи с этим ожидается повышение нагрузки на таможенные органы Калужской области. Французской стороной планируется поставлять в день от 65 до 140 контейнеров импортных компонентов. В связи с этим иностранные инвесторы предложили для нужд производства открыть на территории предприятия склад временного хранения и разместить там таможенный орган.

Рассмотрев предложения компании «Peugeot/Citroen», мы с коллегами разъяснили иностранным инвесторам порядок и условия для создания структурного подразделения таможенного органа. Со стороны Управления обеспечены условия для бесперебойного оформления компонентов для промышленной сборки автомобилей на Калужской земле.

Во время мартовской рабочей поездки в Калугу мне удалось побывать на автозаводе в поселке Росва и ознакомиться с производственным процессом. Кроме того, я получил приглашение посетить штаб-квартиру Группы «ПСА: Пежо, Ситроен».

А в апреле делегация ЦТУ побывала во Франции с ознакомительным визитом. Там состоялась встреча с Ф. Сен-Жеуром, директором по финансам и стратегическому развитию Группы «ПСА: Пежо, Ситроен» и А. Аленом, директором «Пежо, Ситроен - Россия». Нами обсуждались перспективы взаимодействия, связанные с развитием автомобилестроения в Калужской области, а также посетили автозавод в Сошо и музей «Пежо».

- Какие задачи встают перед ЦТУ в связи с формированием Таможенного союза?

- Еще в преддверии принятия Таможенного кодекса Таможенного союза была проделана большая работа над решением многих спорных вопросов, обсуждались и принимались новые законодательные акты и нормативные документы. Её итогом стало подписание 27 ноября 2009 года в Республике Беларусь Таможенного кодекса Таможенного союза. Основная новация в нем - формирование на таможенной территории трех стран единого таможенного тарифа, что будет способствовать улучшению торговли и перемещению граждан.

Единое экономическое пространство предполагает формирование общего рынка товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов, общей системы правового регулирования хозяйственной деятельности и стратегического планирования, а также устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров.

И перед нами сейчас стоит серьезная задача по изучению статей Таможенного кодекса Таможенного союза. Это связано, прежде всего, с тем, что регион деятельности Управления имеет административную границу с Республикой Беларусь. И я с уверенностью могу сказать, что Центральное таможенное управление готово к выполнению всех поставленных Федеральной таможенной службой задач.

Мы, в рамках своей компетенции, уделяем особое внимание реализации межгосударственных соглашений, направленных на создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. На постоянную основу переведено региональное сотрудничество Центрального таможенного управления с таможенной службой Республики Беларусь.

- Опыт таможенников других стран Вами учитывается?

- Думаю, при реализации стоящих перед нами задач может быть использован опыт работы иностранных коллег. У таможенных служб различных стран есть наработки в сфере участия в различных международных партнерских программах. Например, в конце декабря 2009 года российские специалисты ознакомились с работой Таможенной и пограничной службы США. Программа визита включала в себя рабочие встречи в региональном управлении службы таможенных и иммиграционных расследований региона Лос-Анджелес, в Центральном офисе таможенной и пограничной службы и центральном аппарате службы таможенных и иммиграционных расследований в Вашингтоне. Кроме того, российская делегация посетила МАПП «Отэй Меса» (Otay Mesa) в Сан-Диего и Международный аэропорт имени Даллеса.

В Центральном аппарате таможенной и пограничной службы Министерства внутренней безопасности США в Вашингтоне состоялась рабочая встреча делегации ЦТУ и начальника Управления международных связей Томаса Корвина (Thomas Corwin). Где российским гостям рассказали о новейших технологиях, применяемых таможенной и пограничной службой США и партнерских программах, в которых она участвует.

Уже в апреле 2010 года делегация ЦТУ посетила Генеральную дирекцию таможен и косвенных доходов Франции, где встретились с начальником Управления международной торговли Гендирекции Ж.-М. Тилье и директором Миссии крупных предприятий Р. Корню. Там мы ознакомилась с новыми таможенными процедурами, ходом внедрения системы экспортного контроля (ECS) и системы импортного контроля (ICS), а также ролью Миссии крупных предприятий.

В свою очередь, при посещении Региональной дирекции таможен Мюлуза, мы показали французским коллегам презентацию о деятельности ЦТУ, ознакомили их с деятельностью Автозаводского таможенного поста Калужской таможни. А французские коллеги рассказали об организации деятельности различных служб контроля и экономического реагирования французской таможни, порядке применения упрощенных процедур, об информационной системе «DELTA D» и порядке взаимодействия с «уполномоченными экономическими операторами».

Эффективное функционирование таможенного дела в России в настоящее время невозможно без взаимодействия с таможенными службами других государств. Ознакомление руководства Центрального таможенного управления с работой таможенной службы США, Франции и других стран в перспективе благотворно скажется на укреплении внешнеэкономического сотрудничества.

Беседу вела Елена Шатеева

Журнал "Таможня" №10