Сегодня 26 апреля 2019 года
Для слабовидящих

Главное меню

Ответы на часто задаваемые вопросы участников ВЭД, использующих единый лицевой счет

PDFПечатьE-mail

Вопросы по ЕЛС

Вопрос 1. Порядок возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств.

В соответствии с пунктом 34 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС» (далее – Временный порядок), утвержденного приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329, возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражению в ресурсе ЕЛС иных обязательств, определенных статьей 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в соответствии с которыми был выявлен факт излишней уплаты или излишнего взыскания, без представления плательщиком соответствующего заявления.

В случае если зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не произведен, плательщику необходимо обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.

Вопрос 2. Порядок возврата денежного залога.

В соответствии с пунктом 36 Временного порядка, возврат плательщикам денежного залога осуществляется в форме зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов в случаях, установленных пунктом 9 статьи 67 и пунктом 9 статьи 76 ТК ЕАЭС, при поступлении в ресурс единых лицевых счетов сведений о возникновении указанных случаев без представления лицом, внесшим денежный залог, заявления о таком зачете.

Контроль за исполнением обязательств, обеспеченных денежным залогом, осуществляется таможенным органом, принявшим денежный залог.

Вопрос 3. В какой таможенный орган обращаться за возвратом авансовых платежей.

В соответствии с частью 9 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010
№ 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ) заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен статьей 122 Федерального закона, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.

После открытия лицевого счета плательщика в ресурсе ЕЛС его администрирование осуществляют региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика исходя из кода причины постановки на учет, содержащегося в отношении данного лица в Едином государственном реестре юридических лиц (первые два символа кода причины постановки на учет (далее – КПП) (ХХ**01***)), за исключением Центральной энергетической таможни, которая осуществляет администрирование плательщиков таможенных пошлин, налогов, сумма уплаченных таможенных платежей при экспорте энергоносителей, классифицируемых в отдельных позициях и подсубпозициях группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС и отдельных подсубпозициях группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС, которых составляет более 100 млн. рублей в течение года, предшествующего началу администрирования лицевых счетов данных плательщиков в ресурсе ЕЛС.

Администрирование единых лицевых счетов в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют:

– Центральное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 31, 32, 33, 36, 37, 40, 44, 46, 48, 50, 57, 62, 67, 68, 69, 71, 76, 77;

– Северо-Западное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 10, 11, 29, 35, 47, 51, 53, 60, 83, 78;

– Южное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 01, 08, 23, 30, 34, 61, 91, 92;

– Приволжское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 02, 12, 13, 16, 18,

21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81;

– Уральское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 45, 66, 72, 74, 86, 89;

– Сибирское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 03, 04, 17, 19, 22, 24, 38, 42, 54, 55, 70, 75, 80, 84, 85, 88;

– Дальневосточное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 14, 25, 27, 28, 41, 49, 65, 79, 82, 87;

– Северо-Кавказское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 05, 06, 07, 09, 15, 20, 26;

– Калининградская областная таможня в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 39.

После открытия лицевого счета плательщика в ресурсе ЕЛС региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют возврат авансовых платежей юридическим лицам, использующим единый лицевой счет, на основании заявлений о возврате авансовых платежей, поданных данными лицами в соответствующие таможенные органы.

Вопрос 4. Форма заявления о возврате авансовых платежей.

Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена приказом
ФТС России от 22.12.2010 № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» (зарегистрирован в Минюсте России 15.02.2011 № 19839) с учетом изменений, внесенных приказом ФТС России от 02.05.2012 № 831 (приложение № 1).

Вопрос 5. Перечень документов необходимых для возврата авансовых платежей.

Согласно статье 122 Федерального закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате авансовых платежей должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;

2) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3) копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

4) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

5) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

6) копия документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

7) иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата (справка из банка, подтверждающая наличие счетов).

В случае необходимости заверения таможенным органом документов, указанных в частях 4-7 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ, необходимо наличие оригинала и копии заверяемых документов, а также наличие оригинала и копии документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей.

Вопрос 6. Наиболее частые ошибки участников ВЭД при подаче заявления о возврате авансовых платежей, приводящие к возврату заявления без рассмотрения либо к отказу в возврате.

1) Непредоставление образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате, засвидетельствованного нотариально.

Необходимо отметить, что подлинность подписи свидетельствуется нотариусом (в соответствии со статьей 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате № 4462-1, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993) в виде проставления удостоверительной надписи установленной формы (форма № 2.9, которая утверждена приказом Минюста России от 27.12.2016 № 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления»).

Согласно статье 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.

При свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица нотариусы проставляют удостоверительную надпись по форме № 2.9, которая в соответствии со статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате утверждена приказом Минюста России от 27.12.2016 № 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления».

Таким образом, копия документа, содержащего образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, не может рассматриваться в качестве документа, установленного пунктом 4 части 4 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ.

2) Непредоставление свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

В случае если юридическое лицо создано до 01 июля 2002 года и если создано после 01 января 2017 года.

В первом случае, когда юридическое лицо создано до 01 июля 2002 года, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, не может рассматриваться в качестве свидетельства о государственной регистрации, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 122 Федерального закона. Так как копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года (форма № Р57001), свидетельствует лишь об исполнении организацией пункта 3 статьи 26 Федерального закона от № 129-ФЗ, согласно которым юридическое лицо, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, обязано было в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона № 129 представить в регистрирующий орган необходимые для перерегистрации сведения.

Кроме того, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам было разъяснено, что документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица до 1 июля 2002 года, является действительным.

В обращении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «О государственной регистрации юридических лиц», опубликованном в Парламентской газете от 18.07.2002 № 134, в Российской бизнес-газете от 23.07.2002 № 28 было разъяснено, что обязанность уполномоченного лица юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002 по представлению соответствующих сведений не связана с переоформлением свидетельства, перерегистрацией юридического лица, а является сообщением сведений о юридическом лице, на основании которых в ЕГРЮЛ была внесена запись и выдано свидетельство, подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр.

Во втором случае, когда юридическое лицо создано после 01 января 2017 года, вместо свидетельства о государственной регистрации выдается Лист записи в ЕГРЮЛ в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 28.09.2016 № 43854).

Таким образом, в качестве свидетельства о государственной регистрации юридическим лицам, созданным после 1 января 2017 года, с комплектом документов для возврата необходимо представлять копию Листа записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

3) Отсутствие печати на заявлении о возврате авансовых платежей.

Согласно Приказу ФТС России № 2520 в заявлении о возврате авансовых платежей необходимо наличие печати, в случае если лицо, подавшее данное заявление, ее имеет (информация о наличии или отсутствии печати отражается в уставе организации).

4. Недействительная ссылка на предоставленные ранее документы.

Согласно положениям Федерального закона № 311-ФЗ, если в таможенный орган ранее были представлены необходимые документы, лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив сведения о предоставлении таможенному органу таких документов и об отсутствии в них изменений.

Необходимо обратить внимание, что в заявлении о возврате авансовых платежей, направляемом в ЦТУ, должны быть заявлены сведения о документах, которые ранее представлялись в ЦТУ, а не в другой таможенный орган.

5. Направление заявлений о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств, заявлений о возврате денежного залога.

В ЦТУ поступают заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога. При этом ЦТУ уполномочено на рассмотрение исключительно заявлений о возврате авансовых платежей. Кроме того, положениями Временного порядка предусмотрен автоматический зачет излишне уплаченных (взысканных) денежных средств и денежного залога в счет авансовых платежей без подачи соответствующего заявления. Таким образом, денежные средства зачисляются в авансовые платежи и могут быть использованы плательщиком для уплаты таможенных пошлин, налогов либо плательщик вправе обратиться с заявлением о возврате авансовых платежей. В случаях неосуществления автоматического зачета плательщикам необходимо обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование товаров.

Вопрос 7. Возврат авансовых платежей через личный кабинет.

В настоящее время возврат авансовых платежей осуществляется только при подаче письменного заявления, поданного в соответствии со статьей 122 Федерального закона № 311-ФЗ.

Подача заявлений о возврате авансовых платежей в электронном виде предусмотрена положением части 4 статьи 36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая будет применяться только со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о Союзе.

Вопрос 8. Предоставление отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.

Информация о движении денежных средств, уплаченных до момента начала администрирования лицевых счетов плательщика в ресурсе ЕЛС, предоставляется плательщику таможней декларирования и (или) через сервис "Лицевой счет" личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России либо через личный кабинет на сайтах юридических лиц, указанных в части 15 статьи 116 Федерального закона (далее - оператор таможенных платежей).

Информация о движении денежных средств, уплаченных плательщиком после начала администрирования его лицевых счетов в ресурсе ЕЛС в соответствии с Графиком, может предоставляться плательщику таможенным органом в соответствии с местом налогового учета плательщика либо Центральной энергетической таможней в отношении плательщиков, администрирование лицевых счетов которых осуществляет данная таможня, и (или) через сервис "Лицевой счет" личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России либо через личный кабинет на сайтах операторов таможенных платежей.

Согласно части 6 статьи 121 Федерального закона № 311-ФЗ в случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2521 «Об утверждении формы акта выверки авансовых платежей». Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом, администрирующим денежные средства, и лицом, внесшим авансовые платежи. Один экземпляр акта после его подписания вручается указанному лицу.

В соответствии с пунктом 10 Временного порядка учет остатков денежных средств с 13.09.2018 осуществляется в объеме общего остатка денежных средств по коду бюджетной классификации в соответствии с ИНН организации без детализации до платежных документов.

Вопрос 9. Неверное заполнение поля «КБК» в платежном поручении.

1) В случае указания ошибочного кода бюджетной классификации в поле «КБК» идентификация денежных средств, осуществляется Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России при получении от плательщиков письменного обращения об исправлении допущенных ошибок, с приложением копии платежного поручения. При этом в обращении необходимо указать правильный КБК.

2) В случае указания кода бюджетной классификации в поле «КБК» действующего до 01.01.2019 идентификация денежных средств осуществляется Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России без предоставления соответствующего заявления плательщика.

3) Зачет денежных средств, с одного КБК на другой законодательством Российской Федерации о таможенном деле не допускается. При отсутствии необходимости использования остатка денежных средств по КБК плательщик вправе обратиться в таможенный орган, администрирующий его лицевой счет в ресурсе ЕЛС, за его возвратом.

Вопрос 10. Отражение на лицевом счете в ресурсе ЕЛС КПП участника ВЭД при наличии у него двух КПП - как крупнейшего налогоплательщика и по месту его налогового учета.

В соответствии с пунктом 8 Временного порядка лицевой счет плательщика в ресурсе ЕЛС формируется на основании сведений об ИНН организации. Информация о коде причины постановки на налоговый учет организации (далее - КПП), содержащаяся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), учитывается на его лицевом счете для определения места ее налогового учета и актуализируется при внесении в ЕГРЮЛ изменений.

Письмом Федеральной налоговой службы от 07.09.2015 № ГД-4-3/15640@ в отношении обязанности налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ сведений о КПП, присвоенном организации при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, разъяснено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001
№ 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о юридическом лице, в частности, идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет, дате постановки на учет в налоговом органе.

Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) постановка на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Учитывая изложенное, в ЕГРЮЛ включаются сведения о произведенной постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения (об идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет, а также дате постановки на учет), и законодательством не предусмотрено включение в ЕГРЮЛ сведений о постановках на учет организации по иным основаниям, установленным Кодексом (в том числе в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Сведения о всех постановках на учет налогоплательщика (в том числе в налоговом органе по месту нахождения и в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика) содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН) согласно пункту 8 статьи 84 Кодекса.

Вопрос 11. Документы, подтверждающие уплату сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, для предоставления в Федеральную налоговую службу.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 февраля 2019 г. N СД-4-3/3108@

О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Федеральная налоговая служба по вопросу, касающемуся документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с учетом положений письма ФТС России от 03.12.2018 N 05-13/75437, направленного в адрес Минфина России, сообщает следующее.

На основании пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) вычетам подлежат, в том числе суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса указанные налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Положения приказа ФТС России от 24.08.2018 N 1329 "Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС" предоставляют возможность осуществлять уплату таможенных и иных платежей при декларировании товаров в объеме общего остатка денежных средств по кодам бюджетной классификации в соответствии с ИНН организации без детализации до платежных документов.

Для обеспечения возможности уплаты таможенных и иных платежей при декларировании товаров в объеме общего остатка денежных средств по коду бюджетной классификации без детализации до платежных документов в случае, если лицо, указанное в 14 графе декларации на товары (утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257), использует единый лицевой счет, в графе "В" декларации на товары реквизиты платежных документов и способ уплаты таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы не заполняются. При этом в графе "В" декларации на товары подлежит обязательному заполнению код вида платежа, сумма уплаченного таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, цифровой код валюты уплаты.

В соответствии со статьями 135, 136, 175, 186 и 208 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры, предусмотренные вышеуказанными статьями Таможенного кодекса, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары и подлежит исполнению при применении соответствующей таможенной процедуры.

С учетом изложенного, для целей применения вычетов сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах, указанных в пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса, документом, подтверждающим уплату суммы НДС, может являться декларация на товары, в которой содержатся сведения, свидетельствующие о выпуске товаров в соответствующей таможенной процедуре, а также сведения о сумме исчисленного и уплаченного налога по соответствующему коду вида платежа.

При отражении в книге покупок (приложение N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137) суммы налога, уплаченной при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в вышеуказанном случае, в графе 7 "Номер и дата документа, подтверждающего уплату налога" ставится прочерк.

Сведения о регистрационных номерах деклараций на товары, согласно подпункту "е" пункта 6 раздела II Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (приложение N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137), указываются в графе 3 "Номер и дата счета-фактуры продавца".

"Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

к приказу Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@), присутствие элемента "Сведения о документе, подтверждающем уплату налога" в файле обмена необязательно.

По вопросам Единого лицевого счета обращаться: (495) 276-30-46, (495) 276-35-83, (495) 276-39-85.