Сегодня 18 апреля 2019 года
Для слабовидящих

bannerOP

Справка по вопросу реализации таможенными органами полномочий по досудебному урегулированию споров в области таможенного дела и предоставлению информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)

PDFПечатьE-mail

Справка по вопросу реализации таможенными органами полномочий по досудебному урегулированию споров в области таможенного дела и предоставлению информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)

Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предусмотрено право обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц.

Указанное право может быть реализовано лицами, если, по их мнению, такие решения, действия (бездействие) нарушают их права, свободы или законные интересы, им создаются препятствия к их реализации либо на них незаконно возлагается какая-либо обязанность, путем подачи жалобы в вышестоящие органы и (или) в суды, арбитражные суды.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле обязательное досудебное урегулирование споров не предусмотрено - жалоба на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц может быть подана как в таможенные органы, так и в суд, арбитражный суд. Однако необходимо отметить, что в случае подачи такой жалобы в таможенные органы и в суд, арбитражный суд (одновременно либо в последующем) исключительное право ее рассмотрения принадлежит судебным органам.

При несогласии с решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц ранее действовавшим Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» заявителю была предоставлена возможность выбора способа обжалования: непосредственно в вышестоящий таможенный орган либо через таможенный орган, решения, действия (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются.

Вступившим в силу с 04.09.2018 Федеральным законом установлено, что жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню.

Несоблюдение данного требования влечет для заинтересованных лиц увеличение срока рассмотрения жалоб - в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

Жалоба подается в письменной форме, должна быть подписана заявителем или его представителем и содержать:

- наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;

- фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;

- существо обжалуемого решения, действия (бездействия);

- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Следует отметить, что ранее действовавшим Федеральным законом № 311-ФЗ указание ИНН в жалобе не требовалось.

В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

Заявитель также может приложить к жалобе документы, подтверждающие обстоятельства и доводы, изложенные в жалобе.

Кроме того, новеллой законодательства, применяемой с 01.01.2022, является возможность подачи жалобы в виде электронного документа.

Такая жалоба и документы, прилагаемые к ней, должны быть подписаны / заверены усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.

По желанию заявителя решение по жалобе, поданной в виде электронного документа, решение об отказе в рассмотрении жалобы или об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа, уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы могут быть получены им в виде электронного документа.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев:

- со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

- со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной.

В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в вышестоящий таможенный орган и не зависящие от лица, подающего жалобу (например, болезни, беспомощное состояние, а также несвоевременное получение информации об обжалуемом решении, действии (бездействии)).

Не могут быть признаны уважительными такие причины, как многократное обращение в таможенный орган, принявший (совершивший) решение, действие (бездействие), нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске) и т.д.

Ходатайство о восстановлении срока, подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу при наличии любого из следующих оснований:

1) имеется решение, принятое этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;

2) не соблюдены сроки обжалования и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом такое ходатайство отклонено;

3) решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;

4) жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;

5) отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);

6) несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы;

7) заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы принимается не позднее пяти рабочих дней после дня поступления жалобы или документов, свидетельствующих о наличии оснований, направляется заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия по почте заказным письмом и может быть обжаловано исключительно в суд.

Принятие данного вида решения препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете, за исключением случаев отказа в рассмотрении жалобы ввиду несоблюдения требований к форме и содержанию жалобы и непредставления документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего жалобу.

Жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. При этом жалоба, поданная непосредственно в Управление, рассматривается в течение двух месяцев со дня ее поступления.

Срок рассмотрения жалобы может быть:

- продлен начальником таможенного органа или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, но не более чем на один месяц;

- приостановлен до представления запрошенных таможенным органом документов и сведений, но не более чем на три месяца после дня направления данного запроса. Указанный запрос направляется заявителю, если документы и сведения, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Если лицом не представлены документы и сведения, запрошенные таможенным органом, решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы и сведения.

Заявитель в любой момент может отозвать жалобу до принятия решения по существу таможенным органом, рассматривающим жалобу. При этом отзыв жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете.

Необходимо отметить, что подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения таможенного органа или совершения таможенным органом обжалуемого действия.

По письменному ходатайству заявителя таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, при условии представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

К ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа заявитель обязан приложить банковскую гарантию в виде документа на бумажном носителе либо указать в ходатайстве сведения о банковской гарантии в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а в случае внесения денежного залога подать заявление о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога. К банковской гарантии применяются требования, установленные частями 3 - 9, 11, 15 статьи 61 Федерального закона, при соблюдении следующих условий:

1) банковская гарантия на день ее представления в таможенный орган должна вступить в силу;

2) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через семь месяцев со дня подачи заявителем ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения;

3) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязанности плательщика таможенных пошлин, налогов, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и Федеральным законом, иного лица (принципала) по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений:

- признает правомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа и отказывает в удовлетворении жалобы;

- признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

В случае удовлетворения жалобы полностью или частично таможенный орган:

- отменяет полностью или частично принятое таможенным органом решение;

- отменяет принятое таможенным органом решение и обязывает этот таможенный орган принять новое решение и (или) меры, направленные на устранение допущенных нарушений;

- признает действие (бездействие) таможенного органа неправомерным и обязывает принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд.

Кроме того, лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято или подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения, бездействия.

Запрос подается как в устной, так и в письменной форме в тот таможенный орган, должностное лицо которого приняло/не приняло соответствующее решение, в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии).

Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения.