Сегодня 22 сентября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

История ЦТУ

PDFПечатьE-mail

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Становление и развитие таможенного дела Российского государства началось более 300 лет назад и к концу ХIХ века уже имело крепкую сложившуюся структуру, которой ведал Департамент таможенных сборов. В Москве функционировала Московская складочная таможня, помещавшаяся на Пятницкой улице, которая и стала предшественницей нынешнего Центрального таможенного управления. Через Московскую таможню в XIX веке распределялось по России большое количество товаров, ввозимых из восточных стран, прежде всего из Китая: чай, шелк, кожа, мех, скот. По сумме уплачиваемых пошлин Московская складочная таможня на рубеже XIX-XX веков занимала первое место среди аналогичных российских учреждений. Она не входила ни в один из таможенных округов и состояла в отдельном управлении Департамента таможенных сборов.

В начале XX века ее деятельность продолжала расширяться. После событий 1917 года советское правительство издает ряд постановлений, регулирующих таможенную службу. До 1917 года Московская таможня имела название Николаевской (размещалась возле Николаевского вокзала). А с 1918–23 годов она подчиняется Управлению московскими таможнями при Главном управлении таможенного контроля Народного комиссариата торговли и промышленности (НКВТ). С января 1923 года Николаевская таможня переименовывается в Московскую таможню.

С полной уверенностью можно утверждать, что новейшая история российской таможни и история Центрального таможенного управления берут свое начало с двух принципиально важных событий: это выделение в 1986 году таможенных органов из Министерства внешней торговли в самостоятельное ведомство и введение в 1989 году всеобщего декларирования экспортно-импортных товаров. Повышение статуса таможенных органов и введение грузовых таможенных деклараций изменили содержание деятельности таможенной службы, подняли ее роль и значение в системе органов государственного управления до невиданного ранее уровня. Это было время перестройки. Ломались устоявшиеся представления об экономическом укладе советского государства, пробивалось стремление к экономической свободе. Монополия государства на внешнюю торговлю стала медленно отступать. Уже в первые месяцы сотрудники таможенных органов ощутили одно из следствий прогрессивного нововведения — либерализации внешнеэкономической деятельности: число участников ВЭД и уровень товарооборота через таможенную границу резко выросли. Законодательство в сфере таможенного регулирования не успевало за стремительными новациями в реальной жизни. В то же время в таможенную систему вводится новое звено — институт таможенных уполномоченных, которые должны были обеспечить таможенное оформление и контроль на территориях, расположенных внутри страны, в местах нахождения участников ВЭД. Становление этого института поручалось действующим таможням. В зону ответственности Московской таможни вошли 17 областей центрального региона страны. Присутствие таможенной службы в областях постепенно приобретало очертание таможенных постов, которые в последующем были преобразованы в самостоятельные таможни.

Расширение количества подчиненных постов потребовало реорганизации Московской центральной таможни, 17 января 1990 года она была преобразована в Московскую региональную таможню. Процессы развития внешнеэкономических связей продолжали набирать обороты. До конца 1991 года была проведена регистрация участников ВЭД, число которых в Московской региональной таможне достигло 12 тысяч, или свыше 40 % от числа зарегистрированных в СССР.

Распад СССР в 1991 году привел к установлению новых границ между государствами. В России осталось 20 % таможен, действовавших в СССР, в то время как доля товарооборота страны во внешнем обороте превышала 50 %. Под давлением этих обстоятельств оформление товара переносится от границы внутрь страны — создается большое количество таможенных постов как в центральных областях России, так и в самой Москве.

В 1992 году начинается процесс оптимизации управления таможнями в рамках Государственного таможенного комитета — создаются Дальневосточное, Северо-Западное, Южное и другие региональные таможенные управления. Следующий на очереди — Московский регион.

16 сентября 1993 года в соответствии с приказом № 355 ГТК России создается Московское таможенное управление. Основным направлением деятельности нового управления является продолжение и завершение организации таможенных органов, всей системы таможенного контроля на территории Москвы и Московской области. Работа в этом направлении велась на основе концепции создания в Москве трех таможен по специализации транспорта и шести таможен в Московской области по территориальному признаку. Приказом ГТК в марте 1994 года на базе Железнодорожного и Пассажирского таможенных постов созданы Московская железнодорожная и Московская почтово-багажная таможни. Создается Московская автогрузовая таможня с постами Бутово, Западный, Северный, Северо-Восточный, Южный, Юго-Восточный, Юго-Западный и Центральный. Этим же приказом Ногинский, Щелковский посты преобразованы в таможни с переподчинением им ряда постов Московской области. В итоге к этому времени МТУ насчитывала в своем составе 10 таможен и 30 таможенных постов.

К 1997 году Москва становятся крупнейшим торговым центром, особенно по импортным операциям. Столица играла своеобразную роль оптового склада и перевалочной базы Центрального региона России. В 1996 году число предприятий и фирм, которые осуществляли внешнеэкономическую деятельность в стране, превышало 35 тысяч, из них более 23 тысяч работало в зоне ответственности МТУ. Их обслуживало 5 таможен в Москве и 7 таможен в Московской области, которые включали в себя 47 таможенных постов с широкой сетью отделов и пунктов таможенного оформления и контроля товаров. На долю МТУ приходился наибольший объем таможенных платежей, что составляло почти четверть от сборов, поступающих в федеральный бюджет от всех таможенных органов. При этом год от года сохранялась тенденция к динамичному росту внешнеторгового оборота. На базе МТУ обкатывались наиболее принципиальные новации таможенной деятельности.

1997 год для Московского таможенного управления стал годом реорганизации таможенной инфраструктуры. Существующая система разделения таможен по видам транспорта, перемещающего товары, и видам деятельности привела к неравномерному распределению нагрузки между таможнями, снижению эффективности таможенного контроля. Приказом ГТК России в сентябре 1997 года количество таможен в Москве сокращено до четырех: Северной, Западной, Южной и Восточной. Реформа также предусматривала новые подходы к таможенному оформлению товаров. Перед таможенникам поставлена новая цель — развитие удаленного таможенного оформления, которое должно исключить личное общение таможенника и клиента, упростить таможенный контроль. При каждой таможне создаются Центры таможенного оформления. Следующим этапом стало введение электронной системы учета на складах хранения товаров и корректировка правил досмотра грузов. Задачу реформирования облегчало соответствие документов территориальных и грузовых таможен. Перевод служб и таможен с производственного на территориальный принцип работы шло по декабрь 1997 года.

В 1998 году в стране начинается экономический кризис, в связи с чем падают объемы внешней торговли. При этом идет рост таможенных преступлений: хищение, недоставка товаров в таможенные органы, неполное и недостоверное декларирование, оформление по поддельным документам. В ответ на это в центрах таможенного оформления создаются отделы фактического таможенного контроля, сотрудники которых проводят проверки на складах, не имея предварительной информации о характере досматриваемого груза. В 1999 году продолжается падение объемов внешней торговли — импортные поставки снижаются на 40 % по сравнению с 1998 годом, количество участников снижается до 18 тысяч.

В это же время реализуется программа размещения крупных складских терминалов за пределами столицы, на главных транспортных магистралях. На 1 марта 1999 года в Москве работало 324 таможенных склада и складов временного хранения общей площадью 650 тысяч кв. м. Ежесуточно на них обрабатывалось до 2000 автопоездов и 400 железнодорожных вагонов. Вывод около 30 таможенных складов из центра столицы значительно сократил число въезжающих большегрузных автомобилей в черту города.

В конце 1999 года в МТУ начинается процесс внедрения института таможенных брокеров в Московском регионе, призванного необходимостью формирования цивилизованного рынка таможенных услуг, повышения достоверности и качества декларирования. Был определен порядок выдачи брокерских лицензий, разработаны и внедрены технологические схемы согласования документов и взаимодействия таможенных органов с брокерами, автоматизированы процессы таможенного оформления и контроля, унифицирована система учета и предоставления отчетности брокерам. В реализации идеи таможенных брокеров были заинтересованы и участники ВЭД, так как она предусматривала в отношении их приоритет при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. В МТУ также стремились упросить порядок оформления для добросовестных, крупных, градообразующих участников ВЭД, в том числе с использованием услуг таможенного брокера.

13 мая 2000 года вышел Указ Президента РФ№ 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», в соответствии с которым образуется Центральный федеральный округ. В целях реализации Указа Президента ГТК России приказом № 535 от 22 июня 2000 года переименовывает Московское таможенное управление в Центральное таможенное управление. Этим же приказом реорганизуется Западное таможенное управление путем его присоединения к Центральному таможенному управлению. К этому времени ЗТУ включало в себя 16 таможен (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская и Ивановская), в составе которых функционировало 85 таможенных постов и 27 пунктов пропуска. Регионом деятельности вновь созданного Центрального таможенного управления определяется территория Центрального федерального округа. Итого объединения двух управлений стало создание масштабной таможенной структуры, состоящей из 197 таможенных постов и 27 таможен, в том числе пяти пограничных и 22 внутренних, а также специализированных таможен — Центральной оперативной, Центральной акцизной и Центральной тыловой.

Тогда многим это казалось невозможным. Некоторые считали, что в этом случае будет разрушена вся околотаможенная инфраструктура, упадут таможенные платежи, наступит хаос. Тем не менее, с начала 2001 года твердо и последовательно эти планы стали претворяться в жизнь. При поддержке руководства ГТК, аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Управлению удалось отстоять свою позицию. Количество СВХ в Московском регионе было сокращено на треть и в последующие годы продолжало сокращаться.

Помимо этого при реорганизации Московского и Западного таможенных управлений была ликвидирована некоторая часть таможенных органов, в результате был значительно сокращен управленческий аппарат. В дальнейшем продолжились мероприятия по оптимизации численности таможенных органов региона. Например, в 2007 году была ликвидирована Одинцовская таможня. С 2008 года этот процесс влился в единую Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Реорганизация таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, являлась фактически начальным этапом реализации этой Концепции. В дальнейшем произошел поэтапный перевод таможенного оформления из Московского региона в приграничные субъекты Российской Федерации. В 2012 году нами была решена задача по реорганизации восьми таможен (Воронежской, Тамбовской, Курской, Орловской, Костромской, Ярославской, Владимирской и Рязанской). В 2015 году Ивановская таможня была реорганизована путем присоединения к Владимирской таможне. В 2016 году таможенные посты Владимирской таможни, расположенные в Рязанской области, переподчинены Тульской таможне. В 2017 году Московская областная таможня передана в непосредственное подчинение ФТС России.

При проведении данных мероприятий Управлению удалось обеспечить надлежащий уровень соблюдения трудового законодательства и решения кадровых вопросов. При увольнении должностным лицам было выплачено причитающееся им выходное пособие, компенсированы все неиспользованные отпуска и произведены иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В целом Управлению удалось максимально сохранить наиболее подготовленный кадровый потенциал для безусловного решения задач, стоящих перед таможенными органами ЦТУ.

В современных реалиях основной функцией, возложенной на таможенные органы, является защита экономических интересов, важная составляющая которой - пополнение доходной части федерального бюджета. Доля таможенных поступлений в бюджет сегодня составляет более 50 %. Несомненно, что от эффективности работы таможенников в значительной степени зависит финансирование расходов государства, в том числе и в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т.д. Центральный федеральный округ, как один из наиболее экономически развитых регионов страны, ежегодно дает весьма внушительный прирост внешнеэкономической деятельности.