Сегодня 10 декабря 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

bannerOP

Справка о практике проведении таможенного контроля в отношении реализуемой на внутреннем рынке контрафактной продукции иностранного производства

PDFПечатьE-mail

Одним из направлений деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров ЦТУ является противодействие незаконному ввозу и обороту на территории Российской Федерации контрафактных товаров и обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных и находящихся на таможенной территории ЕАЭС, с целью проверки сведений, подтверждающих факт их выпуска в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства.

Проведение таможенного контроля при обороте товаров осуществляется у лиц:

- осуществивших декларирование, перевозку либо обладающих полномочиями в отношении товаров иностранного производства после их выпуска;

- владеющих и (или) пользующихся незаконно ввезенными товарами, в том числе, осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговли (далее – Реализаторы).

Результатами таможенного контроля у Реализаторов являются:

- выявление незаконно ввезенных товаров;

- их добровольное таможенное декларирование с уплатой соответствующих таможенных платежей;

- изъятие незаконно ввезенных товаров, в том числе немаркированных и контрафактных.

Основными источниками информации в рамках проведения аналитической работы к проведению проверочных мероприятий у Реализаторов являются:

- источники массовой информации, в том числе данные из сети Интернет, рекламные источники;

- данные, полученные из правоохранительных и иных контролирующих органов;

- информация, содержащаяся в обращениях и заявлениях юридических лиц и граждан, поступающая в таможенные органы, в том числе информация от правообладателей товарными знаками и т.д.

Особенностью и основным условием проведения таможенного контроля по заявлениям правообладателей является наличие информации о ввозе контрафактной продукции на территорию ЕАЭС, реализуемой на внутреннем рынке.

При наличии заявления правообладателя товарного знака, целями таможенного контроля у Реализаторов является:

  1. Подтверждение либо не подтверждение доводов заявителя в части установления факта контрафактности товаров, реализуемых на внутреннем рынке.
  2. Подтверждение факта иностранного производства реализуемых контрафактных товаров путем установления обстоятельств ввоза на территорию ЕАЭС, то есть подтверждение, что данные товары находились и или должны были бы находится под таможенным контролем.

В случае не достижения второй цели при установлении факта контрафактности товаров, реализуемых на внутреннем рынке, результаты таможенного контроля подлежат передаче в иные контролирующие органы для принятия решений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таможенный контроль осуществляется таможенными органами с применением форм таможенного контроля (статья 322 ТК ЕАЭС) и (или) мер, обеспечивающих его проведение (статья 338 ТК ЕАЭС).

Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля могут применяться самостоятельно и (или) при применении форм таможенного контроля.

Одной из эффективных форм таможенного контроля после выпуска товаров, по результатам которой возможно выявление контрафактных товаров, является таможенный осмотр помещений и территорий (статья 330 ТК ЕАЭС).

При таможенном осмотре помещений и территорий Реализатора контрафактного товара применяется мера, обеспечивающая его проведение – привлечение специалиста – представителя правообладателя товарного знака, обладающего специальными познаниями о признаках контрафактности товаров, и от мнения которого зависит ход всех дальнейших проверочных мероприятий, проводимых таможенным органом.

При установлении представителем правообладателя товарного знака в ходе осмотра помещений и территорий признаков контрафактности товаров иностранного производства, в целях реализации прав, предусмотренных статьями 319 и 335 ТК ЕАЭС (таможенные осмотр и досмотр без создания временных зон таможенного контроля, наложение ареста и изъятие товаров, опечатывание помещений, в которых находятся товары, отбор проб и образцов для экспертизы и т.д.), таможенными органами в соответствии со статьей 333 ТК ЕАЭС в отношении Реализаторов назначаются выездные таможенные проверки.

В 1 полугодии 2018 года ПТКПВТ ЦТУ проведено 79 проверочных мероприятия, по осуществлению контроля за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности (в том числе 13 таможенных проверок, 49 таможенных осмотров помещений и территорий, 17 объяснений), что в 3 раза больше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (24 мероприятия, в том числе 8 таможенных проверок, 13 таможенных осмотров помещений и территорий, 3 объяснения).

Динамика изъятий контрафактной продукции по результатам проведенного во взаимодействии с контролирующими органами контроля также положительная (+53%). Изъято 53 970 единиц контрафактной продукции, из которых 28 670 единиц – таможенными органами, 25 300 единиц – иными органами (за 1 полугодие 2017 года изъято 35 225 единиц контрафактной продукции, из них: таможенными органами – 777 единиц, правоохранительными и иными контролирующими органами – 34 448 единиц).

По результатам таможенного контроля возбуждено 55 дел об административных правонарушениях по статье 14.10 КоАП РФ, из которых 39 дел – таможенными органами,16 дел – иными контролирующими органами по переданным материалам. Возбуждено 1 уголовное дело по части 1 статьи 180 УК РФ.

В качестве положительного примера проверочного мероприятия по выявлению контрафактной продукции при обороте товаров можно привести выездную таможенную проверку в отношении одного из крупных операторов розничных сетей, проведенную в 2018 году службой таможенного контроля после выпуска товаров ЦТУ.

Основанием для проведения выездной таможенной проверки явилось обращение представителя правообладателя международной Федерации футбольных ассоциаций (FIFA) по факту реализации в магазинах сети без разрешения «игры настольные», маркированных обозначениями тождественными и сходными до степени смешения с товарными знаками FIFA.

По результатам проведенных с участием представителя правообладателя и экспертов таможенных осмотров помещений и территорий в 3 магазинах сети и 1 распределительном складе информация Заявителя подтвердилась.

В инициативном порядке проверяемым лицом до принятия решения рамках соответствующего законодательства Российской Федерации реализация подобного товара во всех магазинах данной сети на территории Российской Федерации была приостановлена.

На основании полученных данных о местах хранения снятых с реализации товаров проведены таможенные осмотры помещений и территорий в 25 магазинах, расположенных в регионе деятельности ЦТУ, информация о нахождении аналогичных товаров в магазинах, расположенных в других регионах Российской Федерации, направлена в соответствующие региональные таможенные управления.

По результатам выездной таможенной проверки:

- выявлено и изъято из оборота 688 единиц товаров (игры настольные футбол), обладающих признаками контрафактности;

- возбуждено 31 дело об административном правонарушении по статье 14.10 КоАП РФ;

- возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 180 УК РФ.