Сегодня 19 августа 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

bannerOP

Справка по вопросу предоставления государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела как инструмент взаимодействия таможенных органов, участников внешней экономической деятельности и иных заинтересованных лиц

PDFПечатьE-mail

Одним из показателей совершенствования системы государственного управления Российской Федерации является уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных услуг. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» к 2018 году данный показатель должен быть не менее 90 процентов.

В целях реализации курса, определенного Президентом Российской Федерации, Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2575-р, ставит задачу совершенствования системы государственных услуг, предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности, расширение их спектра, повышение качества и доступности при внешней простоте, оперативности и надежности. Эффективные и качественные государственные услуги в области таможенного дела должны содействовать увеличению скорости совершения таможенных операций и процедур, снижать издержки предпринимателей и конечного потребителя товара, улучшить качественные параметры внешнеэкономической деятельности, что должно способствовать развитию бизнеса и международной торговли на территории Евразийского экономического союза.

Государственная услуга по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (далее – государственная услуга), является одной из государственных услуг, оказываемых таможенными органами заинтересованным лицам.

Государственная услуга по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, оказывается таможенными органами на основании приказа ФТС России от 09 июня 2012 года № 1128 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов» (далее – Административный регламент).

Необходимо отметить, что оказание таможенными органами государственной услуги по консультированию является не только работой по реализации государственной политики, направленной на расширение перечня государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, но и деятельностью, направленной на выполнение Российской Федерацией своих обязательств, взятых в рамках присоединения к ВТО.

Так, 22 февраля 2017 года для Российской Федерации вступил в силу протокол Всемирной Торговой Организации о внесении изменений в Маракешское соглашение об учреждении ВТО (далее – Протокол). В соответствии с Протоколом в Приложение 1А Соглашения об учреждении ВТО дополнено Соглашением об упрощении процедур торговли.

Как следует из пункта 3 Раздела I Соглашения об упрощении процедур торговли каждый член ВТО должен в пределах имеющихся у него ресурсов учредить или поддерживать работу одного или нескольких информационных центров в целях предоставления ответов на обоснованные запросы правительств, лиц, осуществляющих торговлю, и других заинтересованных сторон по вопросам:

a) процедуры импорта, экспорта и транзита (включая процедуры, действующие в портах, аэропортах и других пунктах пропуска), а также необходимые формы и документы;

b) применяемые ставки пошлин и налогов любого характера, взимаемых при импорте или экспорте или в связи с импортом или экспортом;

c) платежи и сборы, взимаемые правительственными ведомствами или в пользу таких ведомств при импорте, экспорте или транзите или в связи с импортом, экспортом или транзитом;

d) правила классификации или оценки товаров для таможенных целей;

e) законы, подзаконные акты и административные распоряжения общего применения, касающиеся правил происхождения;

f) ограничения или запреты в отношении импорта, экспорта или транзита;

g) наказания за нарушения импортных, экспортных или транзитных формальностей;

h) процедуры апелляции или пересмотра;

i) соглашения или их отдельные положения с любой страной или странами, касающиеся импорта, экспорта или транзита; и

j) процедуры, связанные с администрированием тарифных квот.

Членам ВТО рекомендуется не требовать взимания платы на запросы и представление требуемых форм документов. Информационные центры должны отвечать на запросы и предоставлять формы и документы в течение разумного периода времени.

На сегодняшний день информационные центры, предусмотренные Соглашением об упрощении процедур торговли, в Российской Федерации не созданы, однако функции таможенных органов по консультированию и информированию частично решают задачу необходимости выполнения международных обязательств, принятых Российской Федерацией в связи с участием в соглашениях об учреждении и функционировании ВТО.

Обязанность таможенных органов выполнять функции по консультированию закреплена в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

В соответствии с п. 1 ст. 359 ТК ЕАЭС таможенные органы осуществляют консультирование лиц по вопросам применения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, на безвозмездной основе.

Функции по осуществлению консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов предусмотрены в ст. 52 Федерального закона от 27.11.2010 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Основным нормативным правовым актом, в котором установлена последовательность действий таможенных органов при предоставлении государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является Административный регламент.

Положениями Административного регламента определен круг получателей государственной услуги по консультированию, требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, функции таможенных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, сроки предоставления государственной услуги, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, требования к помещениям, в которых оказывается государственная услуга, требования к порядку выполнения государственной услуги, формы контроля за исполнением Административного регламента.

Получателями государственной услуги по консультированию являются лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно или индивидуально.

Информация о таможенных органах и соответствующих подразделениях, предоставляющих государственную услугу, размещена на официальном сайте ФТС России.

При в входе в помещения таможенных органов в соответствии с требованиями Административного регламента оборудованы информационные стенды на которых размещена следующая обязательная информация:

- график приема лиц при предоставлении государственной услуги;

- номера кабинетов в которых предоставляется государственная услуга, фамилии, имена, отчества соответствующих должностных лиц;

- требования к письменному запросу о предоставлении консультации;

- полный почтовый адрес таможенного органа, предоставляющего государственную услугу;

- номер автоинформатора, справочный номер телефона соответствующего подразделения, предоставляющего государственную услугу;

- перечень документов, предоставляемых получателями государственной услуги;

- перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Согласно Административному регламенту компетенция таможенных органов при предоставлении государственной услуги распределяется следующим образом:

ФТС России осуществляет общее руководство предоставлением государственной услуги;

непосредственное оказание государственной услуги по консультированию осуществляется в РТУ и таможнями.

Результатом получения государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является получение лицами точной информации о применении правовых актов в области таможенного дела по конкретным таможенным правоотношениям, а также удовлетворенность лиц качеством, своевременностью предоставления и полнотой полученных консультаций.

Что касается сроков предоставления государственной услуги, то положениями Административного регламента установлено, что консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставляется по запросу лица в возможно короткие сроки, но не позднее одного месяца со дня поступления в таможенный орган.

При консультировании по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в устной форме выделяется время, необходимое и достаточное для предоставления полного и исчерпывающего ответа на запрос, но не более одного часа.

Для получения государственной услуги по консультированию в устной форме или получения письменной консультации на руки лицо должно иметь при себе следующие документы:

- документ удостоверяющий личность;

- документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы юридического лица (в случае обращения за государственной услугой представителя юридического лица).

Важной особенностью оказания государственной услуги является установленный Административным регламентом исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

Предоставление государственной услуги по консультированию не оказывается:

- по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;

- по запросам о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия (порядок предоставления таможенными органами указанной информации определен статьей 50 Федерального закона N 311-ФЗ);

- по жалобам лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;

- по жалобам лиц на постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, даже если запросы лиц не имеют такого названия, но по своему содержанию относятся к жалобе, в том числе по вопросам о наличии или отсутствии оснований для возбуждения конкретного дела об административном правонарушении, для привлечения к ответственности, о правомерности применения мер обеспечения по делу, вопросы по конкретным обстоятельствам правонарушений и тому подобное, а также по вопросам квалификации административных правонарушений, условиям наступления административной ответственности (порядок привлечения лиц к административной или уголовной ответственности, права и обязанности лиц в рамках дел об административных правонарушениях или уголовных дел, в том числе право на ознакомление с материалами дела, и порядок их реализации, а также обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров суда определены, соответственно, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации);

- по обращениям о подтверждении или о принятии решения об определении кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, страны происхождения товаров;

- по обращениям о подтверждении или об определении таможенной стоимости;

- по обращениям об арифметическом исчислении сумм подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров;

- по письменному запросу лица о заполнении таможенной декларации и иных документов, которые подлежат представлению таможенным органам в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Положениями Административного регламента установлены требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, в частности установлено, что предоставление государственной услуги осуществляется в специально выделенных для этого помещениях на нижних этажах зданий таможенных органов, и снабжаются соответствующими табличками с указанием номера кабинета, названия соответствующего подразделения, фамилий, имен, отчеств, должностей должностных лиц, предоставляющих государственную услугу. Каждое помещение для предоставления государственной услуги оснащается телефоном, факсом, ксероксом, сканером и принтером.

Для ожидания приема лицам отводятся места, оборудованные стульями, кресельными секциями или скамьями, столами (стойками) для возможности оформления документов, а также имеющие туалет и места хранения верхней одежды лиц. В летнее время (с июня по август) в местах ожидания приема должен работать кондиционер. На столах (стойках) должна находиться писчая бумага и канцелярские принадлежности (шариковые ручки) в количестве, достаточном для написания письменного запроса лицом.

Должностные лица, оказывающие государственную услугу, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками с указанием фамилии, имени, отчества и должности либо настольными табличками аналогичного содержания.

Рабочие места должностных лиц, предоставляющих государственную услугу, оборудуются компьютерами и оргтехникой, позволяющими своевременно и в полном объеме получать справочную информацию по правовым вопросам.

Основанием для осуществления консультирования является запрос лица о предоставлении консультации в правовое подразделение регионального таможенного управления или таможни.

Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставляется по конкретным таможенным правоотношениям, касающимся:

- совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств;

- включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

- таможенного транзита;

- временного хранения товаров;

- применения таможенных процедур;

- порядка таможенного декларирования товаров и транспортных средств, представления документов при таможенном декларировании товаров и транспортных средств, выпуска товаров;

- перемещения товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

- перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;

- перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

- иных вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов.

Административным регламентом установлены минимальные квалификационные требования к лицам, уполномоченным на оказание государственной услуги по консультированию. Таким лицом может быть должностное лицо регионального таможенного управления или таможни, имеющее высшее юридическое или иное профессиональное образование, а также стаж работы по специальности в таможенных органах не менее одного года.

Запрос о предоставлении консультации предоставляется в устной либо в письменной форме.

Письменный запрос о предоставлении консультации должен содержать следующие сведения:

- наименование таможенного органа, в который обращается лицо;

- наименование юридического лица или фамилию и инициалы физического лица, желающего получить консультацию, с указанием полного почтового адреса такого лица;

- просьбу о предоставлении консультации со ссылкой на статью 11 Таможенного кодекса Таможенного союза и/или Административный регламент и содержание вопросов, по которым лицу необходима консультация.

Письменный запрос о предоставлении консультации может быть направлен лицом в РТУ или таможню средствами почтовой связи, средствами электронной почты, а также через накопительный ящик, представляющий собой ящик для приема корреспонденции, расположенный при входе в региональное таможенное управление или таможню.

Положениями Административного регламента установлены ограничения полномочий должностного лица таможенного органа, оказывающего государственную услугу.

Так, при предоставлении консультации уполномоченное должностное лицо, ответственное за консультирование, не вправе:

- искажать положения нормативных и иных правовых актов;

- предоставлять сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая сведения, относящиеся к собственной безопасности таможенных органов, а также составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера;

- давать правовую оценку любых обстоятельств и событий, в том числе решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц;

- вносить изменения и дополнения в любые предоставленные лицами документы;

- совершать на документах лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам, их должностным лицам или каким-либо иным способом влиять на последующее решение таможенного органа или действие его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;

- подтверждать иным образом достоверность сведений и правильность оформления документов, необходимых для совершения таможенных операций.

К формам контроля за исполнением Административного регламента относятся текущий контроль со стороны руководства таможенного органа, проведение плановых и внеплановых проверок. Внеплановая проверка может быть проведена по обращению заявителя, заинтересованного лица.

Положениями Административного регламента определен порядок обжалования действия (бездействия) таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, а также их должностных лиц, если таким решением, действием (бездействием), по мнению заинтересованного лица, нарушены его права.

Лицо может обратиться с жалобой в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

2) нарушение срока предоставления государственной услуги;

3) требование у лица документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, у лица;

5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) затребование с лица при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) отказ таможенного органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Согласно статистическим сведениям в 2017 году в таможни, подчиненные Центральному таможенному управлению, и непосредственно в Центральное таможенное управление обратились за оказанием государственной услуги по консультированию 2726 физических лиц и 254 юридических лиц. Наибольшее количество обращений за оказанием государственной услуги по консультированию в 2017 году было произведено в следующие таможенные органы:

Центральное таможенное управление - 1642 запроса физических лиц и 97 запросов юридических лиц;

Ярославскую таможню – 213 запросов физических лиц и 29 запросов юридических лиц;

Тульскую таможню – 181 запрос физических лиц и 25 запросов юридических лиц;

Воронежскую таможню – 148 запросов физических лиц и 2 запроса юридических лиц;

Брянскую таможню – 104 запроса физических лиц и 12 запросов юридических лиц.

В первом квартале 2018 года в таможни, подчиненные Центральному таможенному управлению, и непосредственно в Центральное таможенное управление обратились за оказанием государственной услуги по консультированию 601 физическое лицо и 37 юридических лиц.

Обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов, осуществляющих предоставление государственной услуги по консультированию зафиксировано не было.

Всего в таможнях региона деятельности Центрального таможенного управления и непосредственно в аппарате Центральном таможенном управлении в предоставлении государственной услуги по консультированию было задействовано 83 уполномоченных должностных лица правовых подразделений.

Большая часть поступивших в 2017 году и истекшем периоде 2018 года запросов граждан за получением государственной услуги по консультированию касается вопросов перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Наиболее часто запросы граждан о получении консультации содержат вопросы, касающиеся перемещения товаров и транспортных средств для личного пользования, в том числе при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, временного ввоза транспортных средств.

Актуальными являются вопросы, связанные с порядком осуществления временного ввоза транспортных средств на территорию Евразийского экономического союза, как иностранными физическими лицами, так и лицами государств-членов Таможенного союза, а также вопросы, связанные с порядком предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе личного имущества при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Также поступают обращения по вопросам, связанным с необходимостью оборудования ввозимых транспортных средств устройством вызова экстренных оперативных служб системы «ЭРА-ГЛОНАСС», в связи с вступлением в силу изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Кроме того на рассмотрении находились запросы граждан о предоставлении государственной услуги по консультированию по вопросам анулирования паспортов транспортных средств, уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных транспортных средств и прицепов к ним.

Заявителям был разъяснен порядок получения консультации по таможенному законодательству, адреса таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, реквизиты правовых актов, регламентирующих поставленные в обращении вопросы, в отдельных случаях порядок обжалования действий должностных лиц таможенных органов.

Юридические лица наиболее часто обращались с запросами о предоставлении консультаций по вопросами, касающимися определения и корректировки таможенной стоимости товаров, ввоза товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия, предоставлению в таможенный орган отчетности, а также по компетенции отдельных таможенных органов по совершению таможенных операций.