Сегодня 19 августа 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

bannerOP

Справка по вопросу предоставления Центральным таможенным управлением государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС

PDFПечатьE-mail

Справка по вопросу

предоставления Центральным таможенным управлением государственной услуги по принятию предварительных решений

о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС

Центральное таможенное управление осуществляет полномочия по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в рамках исполнения Административного регламента Федеральной таможенной службы, утвержденного приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760, и принимает предварительные решения в отношении всех групп товаров ТН ВЭД, за исключением группы 27 (газ, нефть, нефтепродукты).

В 2017 году в Управление поступило 1064 заявления о принятии предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Принято 764 предварительных решения.

За 4 месяца 2018 года поступило 309 заявлений и принято 187 предварительных решений.

Доля Управления в общем количестве предварительных решений о классификации, выдаваемых Федеральной таможенной службой, остается на уровне 50%, другими словами Управлением выдается каждое второе предварительное решение о классификации.

В соответствии с Регламентом государственная услуга по принятию предварительного решения предоставляется заявителю в течение 90 календарных дней со дня регистрации письменного заявления в отделе документационного обеспечения (течение срока может быть приостановлено на срок, необходимый для представления дополнительной информации).

В течение 2017 года средняя длительность процедуры принятия предварительного решения в Управлении (без учета срока предоставления дополнительной информации) составляла порядка 25 дней (24,94).

В I квартале 2018 составила 29,28 календарных дней,

во II квартале – 22,06 календарных дня.

Нарушения сроков принятия предварительных решений, установленных Регламентом, не допускалось за весь период деятельности Управления по принятию предварительных решений (2011 - 2018 гг.).

Анализ практики применения предварительных решений при декларировании товаров показывает, что достаточно высокий процент составляет применение предварительных решений при декларировании товаров 30 группы - лекарственные средства, а также 84, 85 групп в отношении товаров, попадающих в перечень Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 372 (Перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость).

Процентное соотношение принятых Управлением предварительных решений о классификации:

- в связи с проводимым таможенными органами контролем за ввозом на территорию Российской Федерации товаров, запрещенных к ввозу Указом Президента Российской Федерации от 06.07.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» стабильно на уровне 16-17% от общего количества предварительных решений, держится количество выдаваемых решений в отношении товаров пищевой промышленности, в том числе биологически-активных добавок, витаминно-минеральных комплексов;

- на долю машин и механизмов приходится почти порядка 15% всех выдаваемых решений. В том числе из-за того, что участники ВЭД стараются использовать преференции в отношении товаров, попадающих под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 372;

- самая большая доля предварительных решений приходится на товары химической и связанных с ней отраслей промышленности, классификация которых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС требует специальных познаний (более 40% всех принимаемых решений).

Предоставление государственной услуги по принятию предварительного решения о классификации осуществляется в интересах бизнеса, и позволяет участникам ВЭД заблаговременно до ввоза товаров определить классификационный код товара, просчитать экономику сделки, значительно сокращает время таможенного декларирования.

Наличие у декларанта предварительного решения исключает спорные моменты при таможенном декларировании товара в части определения кода, что, в свою очередь, снижает количество судебных исков, поданных участниками ВЭД на вынесенные таможенным органом решения о классификации товаров.

Следует отметить, что при обнаружении в ходе проверок после выпуска товара фактов недостоверного заявления классификационного кода участник ВЭД несет дополнительные экономические потери, так как взысканию в федеральный бюджет подлежат не только суммы неуплаченных таможенных платежей, но и начисленные за установленный период пени.

В новом Таможенном кодексе ЕАЭС статьей 25 установлено, что законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлен менее продолжительный срок принятия предварительного решения, и более длительный срок его действия.

Предполагается, что национальным законодательством РФ срок действия предварительного решения о классификации увеличится до 5 лет, а срок его принятия уменьшится до 60 дней (вместо 90 календарных дней со дня регистрации таможенным органом заявления о принятии предварительного решения), что делает инструмент предварительного решения о классификации еще более привлекательным для бизнеса.

Управлением проведен анализ организаций-участников ВЭД, зарегистрированных в Белгородской и соседних с ней Курской и Воронежской областях, и количества действующих предварительных решений, выданных Управлением.

В настоящее время 21 организация-участник ВЭД указанного региона получили 73 предварительных решения.

При таможенном декларировании товаров предъявляют полученные предварительные решения о классификации в качестве подтверждения кода ТН ВЭД ЕАЭС всего пять организаций.

Очевидно, что количество полученных и применяемых предварительных решений о классификации не соответствует масштабам деятельности региона.

Недавно принята Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, целью которой является реализация принципа «Простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» ФТС России еще в 2015 году реализована возможность предоставления государственных услуг посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ).

В случае, когда организация-участник ВЭД находится в отдалении от таможенного органа, уполномоченного на принятие предварительного решения о классификации, возможность получения предварительного решения посредством ЕПГУ особенно актуальна.

В течение 2015-2017 гг. Управлением проводилась активная работа с участниками ВЭД по разъяснению возможности и преимуществ подачи заявления и получения предварительного решения в электронном виде.

Информация размещена на информационном стенде и на официальном сайте Управления, а также на стендах таможен и таможенных постов региона деятельности Управления.

На заседаниях Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности ежегодно в докладах о практике работы Управления по предоставлению государственной услуги о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС доводилась информация о возможности получения госуслуги через ЕПГУ.

Кроме того, в каждом письме Управления, направляемом заявителю (сообщение о невозможности принятия предварительного решения, отклонение и отказ в рассмотрении заявления), даются разъяснения о возможности подачи заявления в электронном виде с указанием полного адреса государственной услуги на ЕПГУ.

Несмотря на это в общем объеме заявлений на принятие предварительного решения, поступивших в Управление, доля электронных заявлений в 2017 году составила всего 2,2% (1064 заявлений, из них - 23 электронных).

В I квартале 2018 года доля электронных заявлений составила 10,7 % (21 из 197 заявлений).

Преимущества электронного взаимодействия в части предоставления государственной услуги по принятию предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС очевидны.

Направление заявления о предоставлении госуслуги посредством ЕПГУ сокращает временные и трудовые затраты заявителя, так как может быть подано с любого устройства, имеющего подключение к сети Интернет.

Подать заявление и получить результат можно в любое удобное для заявителя время, независимо от времени суток, выходных и праздничных дней, а также независимо от местонахождения заявителя.

Заявитель имеет возможность отслеживать в «Личном кабинете» все этапы работы по оказанию государственной услуги.

Подача заявления в электронном виде через ЕПГУ существенно сокращает временные затраты на доставку заявления до уполномоченного таможенного органа и сроки его регистрации. Решение по заявлению, принятое таможенным органом, направляется в «Личный кабинет» заявителя на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), что сокращает сроки получения заявителем результата.

Заявление о принятии предварительного решения и документы, представляемые с заявлением, в случае подачи через ЕПГУ должны быть заверены электронной цифровой подписью заявителя.

Ее можно получить в удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязью России. Существует более 300 коммерческих центров, предоставляющих ЭП на платной основе.

Как и в обычном заявлении в заявлении, поданном в электронном виде, должны содержаться сведения об уплате государственной пошлины за принятие каждого предварительного решения (дата, номер и сумма платежного документа, ИНН и КПП плательщика, код бюджетной классификации, наименование банка плательщика).

Центральное таможенное управление обладает достаточным ресурсом для выдачи в короткие сроки качественных предварительных решений о классификации.

В Управлении создано и функционирует специализированное подразделение - Отдел по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В Отделе работают специалисты, имеющие различные профильные образования, позволяющие принимать решения по любой группе товаров.

Правомерность решений о классификации, принятых Управлением, их качество, подтверждается, в том числе судебной практикой.

Своим правом на обжалование в судебном порядке предварительных решений (предусмотренном пунктом 63 Регламента) в 2017 году, воспользовались два участника ВЭД. Было обжаловано 3 предварительных решения Управления, что составляет всего 0,4% от общего количества предварительных решений, принятых в 2017 году.

По двум искам судебные решения приняты в пользу Управления, по одному рассмотрение не завершено.

В текущем подано два иска об обжаловании предварительных решений Управления (дата рассмотрения еще не назначена).

В досудебном порядке в 2017 году обжаловано 8 предварительных решений Управления, что составляет 1% от общего количества предварительных решений, принятых в 2017 году. Из них одна жалоба в отношении одного решения ФТС России удовлетворена.

За 2017 год по 198 заявлениям Управление было вынуждено отказать в предоставлении государственной услуги. Это 18,6 % от числа поступивших заявлений.

Из данного количества неисполненных заявлений по 87 отказано в связи с нарушениями, связанными с неисполнением требований Регламента, то есть из-за недостаточного «качества» направляемых заявлений (это ошибки в оформлении заявления и прилагаемых документов и т.п.).

По 111 заявлениям (56% отказов) направлены сообщения о невозможности принятия предварительного решения.

Сообщения о невозможности принятия предварительного решения направляются заявителю в следующих случаях:

- при отсутствии денежных средств на лицевом счете заявителя в уполномоченном таможенном органе;

- в случае оплаты госпошлины другим лицом, не являющимся заявителем;

- в случае неисполнения в полном объеме обязанности по оплате государственной пошлины за принятие предварительного решения. Предварительное решение принимается таможенным органом по каждому наименованию товара, включающему в себя определенную марку, модель, артикул и модификацию (п.4 статьи 23 ТК ЕАЭС).

Информация о типовых ошибках, допускаемых при подаче заявления о принятии предварительного решения, причинах отказа в рассмотрении заявления размещена на официальном сайте Управления.

Процедура получения предварительного решения о классификации товаров в электронном виде максимально открыта, прозрачна и комфортна для участников ВЭД. Это - еще одна ступень в процессе создания Федеральной таможенной службой наиболее благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности, что отвечает задачам, поставленной перед федеральной таможенной службой в Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года. Предлагаем вместе активнее работать в данном направлении.