Сегодня 20 апреля 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

bannerOP

Функционирование особых экономических зон, совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых резидентами особых экономических зон. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным («как делать нужно (можно)»)

PDFПечатьE-mail

Функционирование особых экономических зон, совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых резидентами особых экономических зон.

Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным

(«как делать нужно (можно)»)

Особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики. Их функционирование связывается с либерализацией
и активизацией внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время ОЭЗ являются одним из эффективных способов привлечения прямых (в том числе, иностранных) инвестиций в регион путем создания благоприятных условий для компаний-резидентов. В России ОЭЗ стали развиваться с 2005 года, первая ОЭЗ в регионе деятельности Центрального таможенного управления (далее – Управление) была создана в Липецке
в 2005 году.

По состоянию на март 2018 года в регионе деятельности Управления функционируют четыре ОЭЗ – три промышленно-производственного типа (в Липецкой, Калужской и Тульской областях) и одна – туристско-рекреационного (в Тверской области).

ОЭЗ туристско-рекреационного типа создана на территории муниципального образования «Конаковский район» Тверской области. Цель данной зоны - привлечение частных инвестиций в создание комплексного всесезонного курорта мирового уровня, специализирующегося на семейном, въездном
и деловом туризме, а также на дальнейшем развитии туристической отрасли Тверской области.

На территории туристско-рекреационной ОЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется (п. 2 ст. 36 Федерального закона
от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

Наиболее динамично развивающейся в Центральном федеральном округе на сегодняшний день является ОЭЗ промышленно-производственного типа «Липецк», расположенная на территориях Грязинского и Елецкого муниципальных районов Липецкой области (декларирование осуществляется на Липецком таможенном посту Липецкой таможни). На территории Грязинского участка ОЭЗ создана вся необходимая инфраструктура, в том числе таможенные объекты. Она активно используется резидентами для реализации своих проектов. Общая площадь ОЭЗ «Липецк» в Грязинском районе составляет более тысячи гектар.

В целях повышения привлекательности проекта ОЭЗ «Липецк» Правительством Российской Федерации принято решение о расширении территории ОЭЗ «Липецк» за счёт включения в границы зоны земельного участка площадью более 1000 гектар, расположенного на территории Елецкого муниципального района Липецкой области.

К настоящему времени разработан проект планировки Елецкого участка ОЭЗ. Приняты организационные и административные решения по обеспечению необходимой инфраструктурой первого участка освоения площадью около 200 гектар.

Пока на территории Елецкого участка ОЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется, объекты таможенной инфраструктуры отсутствуют.

Сейчас резидентами ОЭЗ «Липецк» являются 52 компании, 23 из них осуществляют внешнеэкономическую деятельность.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа, созданная в регионе деятельности Калужской таможни (ОЭЗ «Калуга»), созданная в 2012 году, и расширенная в 2015 году, — это две площадки: Людиновская и Боровская, общей площадью 1042 гектара. Расстояние между площадками составляет около 300 км. Территория зоны в Людиновском районе состоит из двух участков, общей площадью 610 гектар. Один из участков (площадью 237,8 гектар) занимает резидент ООО «Агро-Инвест», второй предназначен для будущих резидентов.

По состоянию на март 2018 года резидентами ОЭЗ «Калуга» являются 14 организаций, но производственную деятельность осуществляет только одна компания – ООО «Агро-Инвест». Её деятельность направлена на реализацию программы импортозамещения и круглогодичного выращивания овощей. Резидентом осуществлен ввоз на территорию ОЭЗ необходимого иностранного оборудования, построен тепличный комплекс, с 2015 года начато выращивание овощной продукции (декларирование осуществляется на Калужском таможенном посту Калужской таможни).

ОЭЗ промышленно-производственного типа «Узловая» создана в 2016 году на территории муниципального образования Узловский район Тульской области в непосредственной близости от индустриального парка «Узловая». Общая площадь территории ОЭЗ «Узловая» составляет 471 гектар.

В настоящее время резидентами ОЭЗ «Узловая» являются 5 компаний, 2 из них осуществляют внешнеэкономическую деятельность (декларирование осуществляется на Новомосковском таможенном посту Тульской таможни).

Целью создания промышленно-производственных зон является формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций, создание современных высокотехнологичных промышленно-производственных комплексов, а также содействие сбалансированному и равномерному развитию территорий региона, отдаленных от экономического центра.

Почти все резиденты особых экономических зон промышленно-производственного типа используют таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Данные о декларировании товаров резидентами ОЭЗ, функционирующих в регионе деятельности Управления, в 2014-2017 г.г. представлены в таблице.

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

ОЭЗ "Липецк"

3 570

4 313

5 411

4 611

ОЭЗ "Калуга"

495

32

257

336

ОЭЗ "Узловая"

37

В основном резидентами ОЭЗ товары помещаются под таможенные процедуры свободной таможенной зоны и выпуска для внутреннего потребления.

Объёмы декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны:

ОЭЗ "Липецк"

ОЭЗ "Калуга"

ОЭЗ "Узловая"

2014 год

1 036

493

2015 год

1 462

32

2016 год

1 678

253

2017 год

1 542

334

37

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – федеральный закон) на территориях промышленно-производственных особых экономических зон могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары Евразийского экономического союза (далее – Союз), не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс) целесообразно более подробно рассмотреть те его положения, которые наиболее применимы при перемещении товаров резидентами ОЭЗ.

Одно из приоритетных значений в Кодексе отведено электронному декларированию и применению информационных технологий.

Во всех случаях взаимодействия декларанта с таможенным органом вводится альтернатива, позволяющая взаимодействовать посредством информационных систем и обмениваться электронными документами.

Проведенные работы по организации межведомственного взаимодействия для проверки сведений, заявленных по различного рода разрешительным документам, выдаваемым иными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), и повышение уровня автоматизации этих процессов позволили заложить в Кодексе совершенно новый подход – подача декларации на товары не должна сопровождаться представлением документов, подтверждающих заявленные сведения.

При этом документы на момент подачи ДТ должны быть в наличии у декларанта, а таможенный орган при проверке таможенной декларации, как на этапе декларирования и выпуска товаров, так и после их выпуска, вправе запросить документы, подтверждающие указанные в таможенной декларации сведения, в отношении которых возникли сомнения в достоверности их заявления.

При запросе документов до выпуска товаров, такие документы должны быть представлены декларантом в сроки выпуска товаров либо таможенный орган откажет в выпуске товаров.

Нормы Кодекса, позволяющие подавать ДТ без документов, полностью соответствуют тенденциям по сокращению количества документов, необходимых для таможенного декларирования, и требуют еще большей внимательности от декларантов при заполнении ДТ.

При подаче декларации на бумажном носителе, одновременно необходимо представить только документы, подтверждающие полномочия лица. Но законодательством государств-членов ЕАЭС могут быть установлены иные условия.

Также национальным законодательством может быть предусмотрено право и порядок представления документов, подтверждающих сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений до подачи декларации или после ее подачи до выпуска товаров, если такие сведения не могут быть получены в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия. Кроме этого, документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, могут не представляться, если такие документы ранее представлялись таможенному органу декларирования и хранятся в этом таможенном органе.

Еще одной важной новеллой является закрепление возможности автоматической регистрации декларации на товары и автоматического принятия решения о выпуске товаров информационной системой без участия должностного лица таможенного органа.

За счет развития в государствах-членах ЕАЭС информационных технологий, применяемых при совершении таможенных операций, в Кодексе предусмотрены и более сокращенные сроки совершения операций.

Так, Кодекс предусматривает, что таможенная декларация должна быть зарегистрирована таможенным органом не позднее 1 часа рабочего времени с момента подачи таможенной декларации. Таким образом, помимо сокращения сроков регистрации, уточнено, что речь идет именно о рабочих часах таможенного органа, ведь в реалиях электронного декларирования таможенная декларация зачастую подается в нерабочее время таможенного органа.

На основе практического опыта расширен перечень оснований для принятия решения об отказе в регистрации таможенной декларации.

Согласно п.5 ст. 111 Кодекса таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации по следующим основаниям:

1) таможенная декларация подана таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации;

2) таможенная декларация подана неуполномоченным лицом и (или) не подписана либо не удостоверена надлежащим образом;

3) не соблюдена форма таможенного декларирования;

4) в таможенной декларации не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения;

5) таможенная декларация на бумажном носителе составлена не по установленной форме, и (или) структура и формат электронной таможенной декларации или электронного вида таможенной декларации на бумажном носителе не соответствуют установленным структурам и форматам таких документов;

6) товары, в отношении которых подается таможенная декларация, за исключением товаров, указанных в пункте 2 статьи 109 Кодекса, либо товаров в случаях, определенных Комиссией в соответствии с пунктом 3 статьи 109 Кодекса, не находятся на территории государства-члена, таможенному органу которого подается таможенная декларация;

7) не совершены действия, которые в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств-членов должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;

8) не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров, установленные законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса, которые должны соблюдаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

В соответствии с Кодексом при оформлении отказа в регистрации таможенной декларации необходимо указывать причины отказа, а также рекомендации по их устранению, если это предусмотрено законодательством государств-членов.

Вне зависимости от выбранной таможенной процедуры, выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации ДТ, а в случае, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, – в течение 4 часов с момента начала времени работы.

Указанный 4-х часовой срок в зависимости от используемого способа декларирования отсчитывается:

- при декларировании в общеустановленном порядке (не предварительное декларирование) – с момента регистрации таможенной декларации;

- при предварительном декларировании с момента наступления одного из следующих обстоятельств: изменения сведений заявленных в предварительной таможенной декларации (далее – ПТД), при условии, что таможенным органом получено уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля (далее – ЗТК), сведения о которой заявлены в декларации, или получение таможенным органом уведомления о размещении товаров в ЗТК, при условии, что таможенный орган уведомлен об отсутствии необходимости внесения изменений в ПТД. Таким образом, при предварительном декларировании следует отметить необходимость двух информационных сообщений для начала течения срока выпуска.

В случае, если таможенным органом запрошены документы для проверки сведений, заявленных в ДТ, принято решение о проведении иных форм таможенного контроля либо необходимо внесение изменений в ДТ, то срок выпуска товаров не должен превышать 1 дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

При этом, если подача декларации не сопровождалась представлением документов, таможенный орган вправе запросить их в отношении проверяемых сведений. Срок представления – не позднее, чем за 4 часа до истечения дня, следующего за днем регистрации ДТ, или уведомления таможенного органа. Если документы не будут представлены в указанный срок, последует отказ в выпуске товаров.

В определенных случаях таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товаров, иные документы и сведения, а также пояснения. Если такой запрос связан с проверкой сведений, заявленных в ДТ или уже представленных документах, то срок их представления - не позднее, чем за 4 часа до истечения дня, следующего за днем регистрации ДТ или уведомления таможенного органа. Если запрос связан с проверкой документов и сведений и проверяемые сведения не влияют на размер таможенных пошлин, налогов, то срок их представления - не позднее, чем за 2 часа до истечения дня, следующего за днем регистрации ДТ, или уведомления таможенного органа. Если же запрос связан с проверкой документов и сведений и проверяемые сведения влияют на размер таможенных пошлин, налогов, то срок их представления - не позднее, чем за 1 рабочий день до истечения срока, установленного таможенным органом при продлении срока выпуска. При этом в данном случае возможен и выпуск под обеспечение. Соответственно, следствием непредставления в указанные сроки документов, а в определенных случаях и обеспечения, будет являться отказ в выпуске товаров.

Срок выпуска товаров может быть продлен до 10 рабочих дней со дня регистрации таможенной декларации, для:

- проведения или завершения начатого таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

- выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 Кодекса;

- предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьями 121 и 122 Кодекса.

Свыше 10 дней срок выпуска продлевается только в случаях:

- если проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в 10-ти дневный срок и выпуск товаров не может быть произведен в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 121 Кодекса, а это связано с проверкой соблюдения запретов и ограничений, когда выпустить товары под обеспечение не представляется возможным,

- или если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения необходим более продолжительный срок, и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, либо выпуск товаров в соответствии со статьей 122 Кодекса не может быть произведен в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 122 Кодекса, а это запреты и ограничения.

В части новшеств, касающихся внесения изменений в ДТ, следует отметить возможность внесения изменений в декларацию в части сведений о месте нахождения декларируемых товаров, либо исправления технических ошибок, вне зависимости от установленных условий. Также установлена возможность внесения изменений в ДТ по требованию таможенного органа, в случаях, когда по результатам проведенного контроля выявлены несоответствия, не являющиеся поводом для привлечения лица к административной ответственности, если товары не изъяты и на них не наложен арест.

В части отзыва таможенной декларации, Кодексом дополнительно регламентируются условия отзыва декларации, поданной на товары Союза, помещенные под процедуру экспорта для завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада, в числе которых:

- нахождение товаров на территории свободной экономической зоны или свободного склада, в том числе после выпуска таких товаров;

- нахождение таких товаров за пределами свободной экономической зоны или свободного склада, но до убытия с таможенной территории Союза, при условии одновременной подачи на товары таможенной декларации для их помещения под иную возможную таможенную процедуру.

В части помещения товаров на временное хранение согласно Кодексу перевозчик обязан поместить товары на временное хранение в случае не совершения операций декларантом, иным лицом, уполномоченным в отношении товаров. При этом законодательством государств-членов Союза могут устанавливаться сроки и порядка уведомления перевозчика о несовершении данных операций декларантом.

Изменен подход и к срокам временного хранения товаров.

Кодексом устанавливается общий срок временного хранения 4 месяца, что позволяет избежать излишней процедуры обращения в таможенный орган за продлением.

Помимо общих случаев помещения на временное хранение, Кодексом предусмотрено, что на временное хранение помещаются: товары, помещенные под таможенную процедуру, действие которой прекращено или приостановлено, продлен срок выпуска товаров или отказано в выпуске товаров, таможенная декларация отозвана. Таким образом, норма определяет последующие действия декларанта с товарами при принятии таможенным органом соответствующего решения.

Определены случаи, когда товары не помещаются на временное хранение:

- перемещение товаров осуществляется трубопроводным транспортом или по линиям электропередач;

- изъятие товаров, задержанных по делам об административных правонарушениях;

- наложение ареста, конфискация или обращение в собственность (доход) государства товаров, помещенных под таможенную процедуру;

- задержание товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений.

Кодекс регулирует все 17 видов таможенных процедур и предусматривает, что действие таможенных процедур может быть завершено, прекращено или приостановлено. При этом конкретизированы таможенные процедуры, которыми может завершаться либо приостанавливаться действие каждой из таможенных процедур.

В содержании каждой таможенной процедуры четко определено, к каким товарам – иностранным или товарам Союза – такая процедура применяется.

Нормы Кодекса предполагают единое таможенное регулирование, предусматривающее установление единых порядка, условий и требований для перемещения товаров под таможенным контролем, а также порядка совершения таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

При этом приоритет электронного декларирования, заложенный в Кодексе, позволит в дальнейшем развить, в том числе через национальное законодательство, процесс внедрения декларирования в электронной форме товаров, помещаемых под таможенный транзит, путем максимально эффективного использования имеющихся информационных ресурсов и технологий.

В целом сохранены ранее установленные требования, связанные с условиями применения процедуры таможенного транзита, при перемещении иностранных товаров, а в отдельных установленных случаях и товаров Союза между различными таможенными органами. При этом положениями Кодекса предполагается необходимость применения процедуры таможенного транзита в отношении товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, перевозимых с одной территории свободной экономической зоны на другую территорию свободной экономической зоны в случае, если такие территории находятся в разных государствах-членах Союза.

Изменения, касающиеся совершения таможенных операций в рамках применения процедуры таможенного транзита, более существенны: до 3 часов с момента прибытия в место доставки увеличено время, в течение которого таможенному органу назначения должны быть представлены транзитная декларация и имеющиеся другие документы. В отношении товаров, перевозимых с использованием водного, воздушного или железнодорожного транспорта, - в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, установленного законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании. Таможенный орган обязан в течение
1 часа с момента представления данных документов произвести их регистрацию.

До 4 часов с момента регистрации сокращено время, отводимое таможенному органу для целей проверки документов и завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

При этом в случае принятия таможенным органом решения о проведении таможенного досмотра срок завершения действия процедуры таможенного транзита может быть продлен на время, необходимое для проведения таможенного досмотра, но не более чем на 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации подачи документов.

Одним из нововведений является изменение в порядке завершения таможенного транзита.

Кодексом на это дается 8 часов рабочего времени с момента регистрации прибытия товаров автомобильным транспортом в место доставки. В отношении товаров, перевозимых с использованием водного, воздушного или железнодорожного транспорта, - в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, установленного законодательством государств-членов.

В Кодексе предусмотрена параллельная технология совершения таможенных операций, связанных с завершением таможенного транзита и таможенным декларированием товаров либо их размещением на временное хранение.

Согласно Кодексу перевозчик обязан поместить товары на временное хранение в случае несовершения операций декларантом, иным лицом, уполномоченным в отношении товаров.

Статьей ст. 16.14 КоАП России предусмотрена ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения.

Значительные изменения в Кодексе коснулись особых экономических зон.
В Кодекс включены положения Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее – Соглашение о СЭЗ).

При этом действие Соглашения о СЭЗ сохраняется в части регулирования вопросов администрирования создания свободных экономических зон (далее – СЭЗ) на территории Союза.

Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны в рамках положений Кодекса в целом не изменилось, но с учетом анализа практики применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Кодекс по инициативе российской стороны внесены некоторые изменения.

В отличие от ранее действовавшего порядка, предусмотрена возможность совершения отдельных операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, или изготовленными (полученными) на территории СЭЗ, за ее пределами без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее – СТЗ).

Такой вывоз допускается временно для целей проведения исследований, тестирования, ремонта, технического обслуживания, выставочных мероприятий с разрешения таможенного органа.

Так, с разрешения таможенного органа допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры СТЗ в следующих случаях:

1) указанные товары, являющиеся оборудованием, иными основными производственными средствами, введенными в эксплуатацию и используемыми резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, либо частями указанных основных производственных средств, вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для их ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации), технического обслуживания или совершения других операций, необходимых для поддержания таких товаров в нормальном (рабочем) состоянии;

2) указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по их техническому испытанию, исследованию, тестированию, проверке, в том числе предусмотренных производственным процессом, а также для их демонстрации в качестве образцов;

3) указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для совершения таможенных операций по завершению действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенном органе, правомочном в соответствии с законодательством государства-члена Союза о таможенном регулировании совершать таможенные операции в отношении таких товаров;

4) указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для собственных производственных и технологических нужд. Условия, при которых допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, а также часть территории государства-члена, на которую допускается такой вывоз, определяются Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия). В регионе деятельности Управления такие территории отсутствуют (решение Совета Комиссии от 20.12.2017 № 88
«О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны»);

5) указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку и иные операции, определяемые Комиссией, при условии, что на территории этой СЭЗ в отношении таких товаров отсутствуют условия и возможность совершения таких операций. Случаи и условия, когда допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, определяются Комиссией. Так, в соответствии с Приложением № 2 к Решению Совета Комиссии от 20.12.2017 № 88 предусмотрены следующие условия вывоза товаров на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку:

1. Вывоз товаров осуществляется в целях реализации резидентом (участником, субъектом) СЭЗ соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы).

2. Резидентом (участником, субъектом) СЭЗ обеспечивается возможность идентификации:

а) в товарах, вывозимых с территории СЭЗ, иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

б) товаров, вывозимых с территории СЭЗ, при их обратном ввозе на эту территорию либо при ввозе на такую территорию товаров, изготовленных (полученных) из этих товаров в результате совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку.

3. Срок обратного ввоза на территорию СЭЗ товаров и (или) срок ввоза на территорию СЭЗ товаров, изготовленных (полученных) из этих товаров в результате совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку, составляет не более 2 лет.

4. Резидентом (участником, субъектом) СЭЗ представлены сведения о товарах, вывозимых с территории СЭЗ (наименование, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС либо код товара на уровне товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, количество в основной и дополнительной единицах измерения), об операциях по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку, которые будут совершаться в отношении товаров, и о товарах, изготовленных (полученных) из этих товаров в результате совершения указанных операций, лицах, которые будут совершать такие операции, иные сведения, определяемые в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Кроме того, упрощается порядок распоряжения товарами, находящимися на территории СЭЗ, которые утратили свои потребительские свойства и не могут использоваться в том качестве, для которого они предназначены (т.е. отходами).

Вывоз таких товаров допускается с территорий СЭЗ без помещения под иные таможенные процедуры для целей захоронения, обезвреживания, утилизации и (или) их уничтожения иным способом, что исключит дополнительные временные и финансовые затраты для лица.

Так, согласно п. 10 ст. 207 Кодекса, действие таможенной процедуры СТЗ завершается без помещения товаров под таможенные процедуры в случаях, предусмотренных пунктами 12 и 13 статьи 207 Кодекса (при прекращении функционирования СЭЗ или принятии решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ; в случае утраты лицом статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ в связи с истечением срока действия соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы) и выполнением условий этого соглашения), а также в следующих случаях:

1) товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, утратили свои потребительские свойства и стали непригодны для использования в том качестве, для которого они предназначены, вывозятся с территории СЭЗ для захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения иным способом в соответствии с законодательством государств-членов Союза. При этом действие таможенной процедуры СТЗ завершается в отношении части товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, соответствующей количеству товаров, захороненных, обезвреженных, утилизированных и (или) уничтоженных иным способом, и определяемой в соответствии с законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании;

2) товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, уничтожены и (или) безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратно утрачены в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, и факт такого уничтожения или безвозвратной утраты признан таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании;

3) товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, и товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, потреблены в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 205 Кодекса.

Перечень случаев иного потребления товаров, чем предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 205 Кодекса приведен в Приложении № 1 к Решению Совета Комиссии от 20.12.2017
№ 88:

1. Потребление товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ (далее - товары), осуществляемое резидентом (участником, субъектом) СЭЗ при создании на территории СЭЗ объектов недвижимости в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы), которые становятся составной и неотъемлемой частью таких объектов. В этом случае такие товары считаются потребленными, если объекты недвижимости, при создании которых они использованы, введены в эксплуатацию и зарегистрированы на праве собственности за резидентом (участником, субъектом) СЭЗ в соответствии с законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены), а если это установлено законодательством государств-членов, - и эксплуатировались таким резидентом (участником, субъектом) СЭЗ не менее срока, установленного законодательством государств-членов.

2. Потребление товаров при эксплуатации (содержании), ремонте, реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ.

3. Потребление товаров при эксплуатации и (или) техническом обслуживании оборудования, машин и агрегатов, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и используемых на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ. В этом случае такие товары считаются потребленными, если они полностью уничтожены, использованы без остатка при совершении указанных операций.

4. Потребление товаров, осуществляемое резидентом (участником, субъектом) СЭЗ при проведении на территории СЭЗ исследований, испытаний, тестирований, проверок, опытов или экспериментов в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы). В этом случае такие товары считаются потребленными, если они полностью уничтожены, использованы без остатка при совершении указанных операций.

Порядок завершения действия таможенной процедуры СТЗ в указанных случаях утвержден Решением Совета Комиссии от 20.12.2017 № 88 и устанавливает, что:

1. В вышеназванных случаях действие таможенной процедуры СТЗ завершается по решению таможенного органа государства - члена Союза, на территории которого создана СЭЗ.

2. Для завершения действия таможенной процедуры СТЗ в таможенный орган подается заявление о завершении действия таможенной процедуры СТЗ (далее - заявление).

3. Заявление подается:

а) резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, являющимся декларантом товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ;

б) резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на которого законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 10 статьи 205 Кодекса возложена обязанность по завершению действия таможенной процедуры СТЗ;

в) лицом, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на которое законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 11 статьи 205 Кодекса возложена обязанность по завершению действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

4. В заявлении указываются следующие сведения:

а) сведения о лице, подающем заявление: полное или краткое (сокращенное) наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, налоговый номер лица (при наличии);

б) сведения о товарах, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, потребленных в случаях, предусмотренных приложением N 1: наименование, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС либо код товара на уровне товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, количество в основной и дополнительной единицах измерения;

в) сведения о товарах, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, вошедших в состав товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ (в случае, если товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ потреблены в соответствии с приложением N 1): наименование, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС либо код товара на уровне товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, количество в основной и дополнительной единицах измерения;

г) регистрационные номера деклараций на товары, в соответствии с которыми товары были помещены под таможенную процедуру СТЗ, порядковые номера товаров в декларациях на товары, количество товара (по каждой декларации на товары и по каждому порядковому номеру в декларации на товары), в отношении которого завершается действие таможенной процедуры СТЗ, а в случае, если товары, в отношении которых завершается действие таможенной процедуры СТЗ, не подлежали таможенному декларированию в соответствии с пунктом 4 статьи 204 Кодекса, - реквизиты таможенного документа, на основании которого такие товары учитываются таможенным органом;

д) сведения о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости и праве собственности резидента (участника, субъекта) СЭЗ на такой объект недвижимости (дата фактического ввода его в эксплуатацию, реквизиты документов (актов), на основании которых соответствующий объект введен в эксплуатацию, и (или) наименования таких документов и т.д.) - в отношении товаров, потребленных в соответствии с пунктом 1 приложения N 1;

е) иные сведения, предусмотренные в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

5. Форма заявления и порядок ее заполнения устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

6. К заявлению прилагаются:

а) отчет о потреблении товаров по форме, устанавливаемой в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании согласно статьям 18 и 203 Кодекса, если представление такого отчета предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

б) документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении. Перечень таких документов определяется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

7. Таможенный орган рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы в сроки, определенные в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, и принимает решение о завершении действия таможенной процедуры СТЗ или решение об отказе в завершении действия таможенной процедуры СТЗ.

Решение таможенного органа оформляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

8. Действие таможенной процедуры СТЗ в отношении товаров, помещенных под такую таможенную процедуру и потребленных, а также товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, вошедших в состав товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и потребленных, считается завершенным после принятия таможенным органом решения о завершении действия таможенной процедуры СТЗ.

4) иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, которые остались в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, вывозятся за пределы таможенной территории Союза через место убытия, к которому примыкает такая портовая СЭЗ или логистическая СЭЗ, в случаях, установленных законодательством государств-членов Союза.

В целом, в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса действие таможенной процедуры СТЗ должно быть завершено:

- при прекращении функционирования СЭЗ или принятии решения о прекращении применения на ее территории процедуры СТЗ – в течение 6-ти месяцев со дня наступления соответствующего события;

- при утрате лицом, поместившим товары под процедуру СТЗ статуса резидента – в течение 6-ти месяцев со дня утраты статуса резидента;

- при вывозе товаров с территории ОЭЗ, за исключением случаев, когда возможен вывоз товаров без завершения процедуры СТЗ, когда вывоз обусловлен перемещением товаров в иную ОЭЗ при передаче прав владения на товары, для захоронения товаров, пришедших в негодность;

- при потреблении товаров (иное, чем расходование при переработке, изготовлении);

- при передаче прав владения на товары иному резиденту (в данном случае действие процедуры СТЗ завершается помещением товаров под процедуру СТЗ резидентом, которому переданы права владения), или иному лицу, не являющемуся резидентом (в данном случае завершение процедуры осуществляется при вывозе товаров с территории ОЭЗ путем их помещения под соответствующие таможенные процедуры).

При завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны декларантом товаров может выступать:

1) лицо, являвшееся декларантом товаров при их помещении под таможенную процедуру СТЗ;

2) резидент (участник, субъект) СЭЗ, которому в соответствии с п. 10 ст. 205 Кодекса переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ;

3) лицо, которому в соответствии с п. 11 ст. 205 Кодекса переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ;

4) резидент (участник, субъект) СЭЗ или лица, указанные в п. 3 ст. 202 Кодекса, - в отношении товаров, находящихся на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ;

5) не являющееся резидентом (участником, субъектом) СЭЗ лицо, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, если действие таможенной процедуры СТЗ завершается в соответствии с подп. 3 п. 5 или подп. 1 п. 6 ст. 207 Кодекса.

Для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ за пределы таможенной территории Союза, действие таможенной процедуры СТЗ завершается:

  1. Реэкспортом в отношении:

- иностранных товаров, помещенных под процедуру СТЗ, вывозимых в неизменном состоянии;

- товаров, изготовленных из иностранных товаров, помещенных под процедуру СТЗ, если они не признаны товарами Союза.

  1. Экспортом в отношении:

- товаров Союза, помещенных под процедуру СТЗ;

- товаров, изготовленных из иностранных товаров, помещенных под процедуру СТЗ, если они признаны товарами Союза.

  1. Таможенным транзитом в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, вывозимых в неизменном состоянии с территории портовой (логистической) ОЗЗ до мест убытия с таможенной территории Союза.

Для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ на остальную часть территории Союза, действие таможенной процедуры СТЗ завершается:

  1. Выпуском для внутреннего потребления, таможенным складом, переработкой на таможенной территории, переработкой для внутреннего потребления, временным ввозом (допуском), беспошлинной торговлей, отказом в пользу государства в отношении иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке или изготовленных из иностранных товаров. Если в состав изготовленных товаров входят иностранные товары, попадающие под действие мер защиты внутреннего рынка, то такие товары могут быть помещены под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или переработки для внутреннего потребления при условии идентификации в них иностранных товаров, помещенных под процедуру СТЗ.
  2. Реимпортом в отношении:

- товаров Союза, помещенных под процедуру СТЗ и вывозимых в неизменном состоянии;

- товаров, изготовленных из товаров Союза, помещенных под процедуру СТЗ, в том числе с использованием товаров Союза, не помещенных под процедуру СТЗ.

  1. Таможенным транзитом в отношении иностранных товаров, помещенных под процедуру СТЗ и вывозимых в неизменном состоянии с территории портовой (логистической) ОЭЗ на территорию другого государства-члена Союза.

Завершение таможенной процедуры СТЗ без помещения товаров под иные таможенные процедуры может производиться в следующих случаях:

  1. При прекращении функционирования ОЭЗ или принятии решения о прекращении применения процедуры СТЗ – в отношении оборудования, введенного в эксплуатацию, используемого в рамках Договора, а также товаров, используемых для создания объектов недвижимости на территории ОЭЗ.
  2. При утрате лицом статуса резидента в связи с истечением срока действия Соглашения и выполнения его условий - в отношении оборудования, введенного в эксплуатацию, используемого в рамках Договора, а также товаров используемых для создания объектов недвижимости на территории ОЭЗ, в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов Союза.

В этих двух случаях при незавершении действия таможенной процедуры СТЗ действие этой таможенной процедуры прекращается по истечении 6-тимесячного срока, а товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 Кодекса.

  1. Товары, помещенные под процедуру СТЗ или изготовленные из товаров, помещенных под данную таможенную процедуру, утратили свои потребительские свойства и стали не пригодны для использования по назначению – вывозятся для захоронения, утилизации, обезвреживания, уничтожения.
  2. Товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, уничтожены и (или) безвозвратно утрачены и такой факт признан таможенными органами.
  3. Товары, помещенные под процедуру СТЗ или изготовленные из товаров, помещенных под процедуру СТЗ, потреблены (иное, чем расходование при переработке).
  4. Иностранные товары, помещенные под процедуру СТЗ в портовой (логистической) ОЭЗ в неизменном состоянии вывозятся с таможенной территории Союза через места убытия, к которым примыкают такие ОЭЗ, в случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов Союза.

Порядок завершения процедуры в вышеприведенных случаях устанавливается законодательством государств-членов Союза.

В целях исключения случаев уклонения от уплаты таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, при ликвидации лица, зарегистрированного в качестве резидента СЭЗ (в связи с отсутствием плательщика), в Кодекс включена норма, предусматривающая обязанность резидента СЭЗ завершить действие таможенной процедуры СТЗ в соответствии с законодательством государств-членов.

В части, касающейся проведения таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых резидентами ОЭЗ, следует отметить, что территория СЭЗ является зоной таможенного контроля и должна быть обустроена в целях проведения таможенного контроля.

Требования к обустройству территории СЭЗ, включая требования по ограждению и оснащению периметра такой территории системой видеонаблюдения, установлены в соответствии с законодательством государств-членов, а также порядок обеспечения контрольно-пропускного режима на территории особой экономической зоны, включая порядок доступа лиц на такую территорию, утверждены приказом ФТС России от 30.04.2015 № 817.

Ввоз товаров на территорию СЭЗ, за исключением портовой СЭЗ и логистической СЭЗ, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе, а вывоз товаров с территории СЭЗ осуществляется с разрешения таможенного органа.

Порядок подачи указанного уведомления и выдачи указанных разрешений, а также формы таких уведомления и разрешений установлены приказом ФТС России от 26.03.2012 № 566 «Об утверждении Порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации».

Таможенные органы вправе осуществлять идентификацию товаров, ввозимых на территорию СЭЗ. Порядок совершения таможенных операций, связанных с осуществлением идентификации товаров, ввозимых (ввезенных) на территорию СЭЗ, в настоящее время регламентируется приложением к приказу ФТС России от 26.03.2012 № 566.

Декларант ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и представляет отчетность о таких товарах таможенному органу государства-члена, на территории которого создана СЭЗ.

Любые изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат отражению в учетных документах.

Порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, а также порядок представления отчетности о таких товарах таможенному органу устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Так, в настоящее время применяется приказ ФТС России от 23.06.2011 № 1327 «Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и порядка представления таможенному органу отчетности о таких товарах».

В части иных таможенных процедур следует отметить, что положения Кодекса, касающиеся процедуры реэкспорта, детально регламентируют порядок действий с товарами, помещенными под эту процедуру.

Установлено, что для перевозки по таможенной территории Союза товары, помещенные под процедуру реэкспорта, помещаются под процедуру таможенного транзита, за случаев:

1) товаров Союза, в отношении которых ранее была применена процедура выпуска для внутреннего потребления, вывозимых с территории Союза по причине неисполнения условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза;

2) товаров, вывозимых с территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ и местом убытия таких товаров является место перемещения товаров через таможенную границу Союза, к которому примыкает такая портовая СЭЗ или логистическая СЭЗ;

3) иных категорий товаров, определяемых Комиссией.

Товары, помещенные под процедуру реэкспорта, должны быть вывезены с территории Союза в срок, не превышающий 4 месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под такую процедуру, за исключением товаров, ввезенных на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ.

В случае если в течение 3 рабочих дней, следующих за днем помещения иностранных товаров под таможенную процедуру реэкспорта, такие товары не были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита либо не убыли с таможенной территории Союза, они должны быть помещены на временное хранение.

При невывозе с территории Союза иностранных товаров, помещенных под процедуру реэкспорта, за исключением случаев их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, до истечения установленного срока, действие процедуры реэкспорта прекращается, а такие иностранные товары задерживаются таможенным органом.