Сегодня 18 января 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Об ответственности за нарушения порядка предоставления форм статистической отчетности

PDFПечатьE-mail

Определение показателей товарооборота, реально существующего между странами Евразийского экономического союза, производится с использованием данных, предоставляемых участниками взаимной торговли между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией. Статистическое декларирование – это статистическая форма, представляемая в таможню с целью учета перемещения груза при обоюдном товарообороте между Российской Федерацией и странами, входящими в членство Евразийского экономического союза. Передача недостоверных сведений, несвоевременное представление или непредставление данных учета перемещения товаров искажают статистику взаимной торговли. Такое нарушение относится к административному, а виновный субъект несет ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В декабре прошлого года (28 декабря 2016 года) принят и опубликован Федеральный закон № 510-ФЗ, изменивший редакцию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нововведения относятся к появлению новой статьи 19.7.13, которая затрагивает вопросы ответственности участников взаимной торговли. Таким образом, с 29 января 2017 года введена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление в таможенный орган либо искажение данных статистических форм учета перемещения товаров.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза», а также Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Правительство определило Федеральную таможенную службу в качестве уполномоченного органа, ответственного за ведение таможенной статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза.

Исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых ее участниками в таможенные органы. Таким образом, обязанность по представлению в таможенные орган сведений возложена на лиц, осуществляющих вывоз с территории либо ввоз на территорию государств-членов ЕАЭС товаров.

Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров установлена для российских лиц, которые:

заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территории государств-членов ЕАЭС;

а при отсутствии такой сделки – российское лицо, имеющее на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329, которым определены порядок ведения статистики взаимной торговли, статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы (www.customs.ru), независимо от наличия у лица квалифицированной усиленной электронной подписи в разделе «Представление статистической формы» через «Личный кабинет» и представляется:

При наличии у лица усиленной электронной подписи – в электронном виде с заверением электронной подписью заявителя в следующем порядке:

  • Вы заполняете электронную форму статформы
  • проверяйте правильность и полноту ее заполнения
  • отправляйте заполненную статформу в таможенный орган, заверив ее электронной подписью
  • получаете регистрационный номер статформы, присвоенный ей при автоматической регистрации в таможенном органе. Направление статистической формы в таможенный орган на бумажном носителе не требуется. В настоящее время более 55% статистических форм подаются лицами, осуществляющими взаимную торговлю, в электронном виде.

или на бумажном носителе в следующем порядке:

  • заполняете электронную форму статформы
  • проверяйте правильность и полноту ее заполнения
  • получаете системный номер и распечатываете статформу
  • заверяете статформу подписью заявителя и печатью
  • подаете статформу на бумажном носителе лично либо заказным почтовым отправлением в таможенный орган, в регионе деятельности которого ваша организация состоит на учете в налоговом органе.

Таможенный орган по получении статформы на бумаге, запрашивает ее в информационной системе по системному номеру, проверяет сведения и регистрирует ее, присвоив регистрационный номер.

Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе.

Исходя из правил заполнения, лицо обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, представить таможенному органу, статистическую форму, содержащую достоверные сведения.

Например, отгрузка товара произведена российским лицом в адрес контрагента в марте 2017 года. Исходя из требований законодательства, указанным лицом не позднее 13 апреля (8-го рабочего дня) в таможенный орган должна быть подана статистическая форма, в которой отражаются проведенные с товаром операции. Заполнение статистической формы, но ее непредставление таможенному органу, влечет возможность привлечения лица, ее не подавшую, к административной ответственности.

Основная доля совершаемых нарушений приходится на нарушения, связанные с несвоевременным представлением таможенному органу статформ.

Датой представления статистической формы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет. Обращаю внимание, что в случае представления статистической формы на бумажном носителе датой ее представления считается не дата ее заполнения, а дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, т.е. дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.

Так, если организация получила товар в мае, а представило статформу о его получении в таможенный орган в июле, а не на 9-ый рабочий день июня, то налицо нарушение срока ее представления. Такое нарушение также охватывается статьей 19.7.13, относится к административному, а виновный субъект несет ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, даже незначительное нарушение срока представления статистической формы (1-2 дня) является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Третьим способом совершения лицами правонарушения является представление в таможенный орган статистической формы, содержащей недостоверные сведения.

Обязательными к указанию являются следующие данные:

- номера и даты соответствующих счетов на оплату и поставку (отгрузку) товаров (счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс);

- номера и даты сопроводительных документов, подтверждающих правомерность перемещения товаров, в отношении которых установлены особенности регулирования ввоза и обращения на таможенной территории ЕАЭС. Это так называемые товары «изъятия», по которым Армения, Киргизия и Казахстан вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Отдельно хочу обратить внимание, что при ввозе в Россию таких товаров в рамках взаимной торговли, они помимо статистического декларирования подлежат дополнительному декларированию российским таможенным органам с одновременной доплатой разницы таможенных платежей.

Остальные сведения в графе 10 указываются при наличии документов: номер и дата контракта; номер и дата документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля в соответствии с валютным законодательством (паспорт сделки), номер и дата выдачи документа, подтверждающего соблюдение ограничений, введенных мерами технического регулирования и экспортного контроля (разрешительные документы – декларации соответствия, лицензии).

В графе 12 «Описание товара» следует указывать наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное название) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами или счетом-фактурой, сведения о производителе (при наличии), а также дополнительные сведения, позволяющие идентифицировать товар. Отсутствие указанной информации в графах 10, 12 статформы является нарушением правил ее заполнения, свидетельствует о содержании в ней недостоверных сведений.

Встречаются случаи, когда несвоевременно представленная в таможенный орган статистическая форма одновременно содержит недостоверные сведения. Тогда лицо привлекается к административной ответственности за нарушение срока представления статформы и отдельно - за недостоверность представленных сведений, так как имеет место совершение нескольких самостоятельных противоправных действий, ответственность за каждое из которых предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, лица, осуществляющие операции по ввозу /вывозу товаров в Российскую Федерацию с территории государств-членов ЕАЭС, привлекаются к ответственности, если статистическая форма учета перемещения товаров:

  • или не представлена;
  • или несвоевременно представлена (т.е. с нарушением установленного срока);
  • или содержит недостоверные сведения.

Указанные действия являются противоправными и влекут за собой ответственность российских лиц по статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Следует отметить, что за повторное совершение указанного нарушения частью второй статьи 19.7.13 предусмотрено назначение административного штрафа уже от 50 до 100 тысяч рублей.

К административной ответственности может быть привлечено и должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1, ст. 2.4 КоАП России.)

Кроме того, к предпринимателям (лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица) применяются те же санкции, что и к организациям.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях по данной статье относится к компетенции должностных лиц таможенных органов. Лицо может быть привлечено к ответственности только в том случае, если событие административного правонарушения совершено после 29 января 2017 года, т.е. после вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 510-ФЗ.

В примечании 2 к статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены условия, при наличии которых лицо, совершившее указанное административное правонарушение, освобождается от ответственности.

Если заявитель сам заметил ошибку в представленном отчете о перемещении товаров, он имеет право ее исправить и добровольно подать заявление об аннулировании статистической формы с недостоверными данными. Одновременно в таможенные органы нужно представить правильный отчет. Для такого лица возможен вариант освобождения от административной ответственности. Это правомочно в том случае, если за день до подачи заявления об аннулировании неправильно составленной формы статотчетности таможенный орган не выявил административного правонарушения.

Либерализация административного законодательства в настоящее время позволяет заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением. В части мер административной ответственности субъекты малого и среднего предпринимательства получили послабления. Теперь они могут рассчитывать на замену штрафа предупреждением.

Общие положения административного законодательства предусматривают назначение наказания в виде предупреждения только при условии совершения административного правонарушения впервые, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП России). Таким образом, наличие у лица одного лишь статуса субъекта малого либо среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения, степени опасности для охраняемых общественных отношений не является основанием для замены административного наказания.

Обязанность представления информации государственным органам является необходимым механизмом осуществления эффективного и своевременного государственного управления. Информация должна представляться в полном объеме и в установленные сроки, чтобы управленческие решения соответствовали фактическим обстоятельствам дела, были мотивированными и обоснованными.