Сегодня 18 августа 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

«Обратная связь» работает четко

PDFПечатьE-mail

abulovВ Москве состоялась мультиотраслевая бизнес-конференция «ВЭД и таможня – 2017», посвященная вопросам таможенного регулирования. Об участии в этом мероприятии рассказал начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля Центрального таможенного управления майор таможенной службы Шамиль Абулов.

– Шамиль Сергеевич, для чего в подобных конференциях участвуют представители таможенной службы?

– Для таможенников присутствие на подобных мероприятиях – возможность встретиться с участниками ВЭД и представителями других министерств и ведомств в ином формате, нежели мы привыкли. Дискуссия получается более многогранной и, если хотите, более острой за счет встречи «на нейтральной территории» и расширения состава участников. Это в свою очередь, позволяет получить еще один источник «обратной связи», под другим углом взглянуть на собственную работу, оценить эффективность тех или иных принимаемых таможенными органами мер.

Мероприятие было организовано газетой The Moscow Times с целью выстраивания деловых и партнерских связей, установления открытого диалога между представителями таможенной службы, административными структурами и ведущими представителями деловых кругов. Основной акцент был сделан на текущих вопросах, возникающих в ходе ежедневного взаимодействия таможенных органов и компаний – активных участников ВЭД.

В конференции принимали участие: руководители профильных ведомств и организаций, таможенные брокеры; юристы и эксперты в области налогов, аналитики, консультанты, а также представители бизнеса: эксперты и специалисты по ВЭД, вопросам таможенного оформления, сопровождения и администрирования, защиты прав интеллектуальной собственности.

– Какие вопросы обсуждались на бизнес-конференции «ВЭД и таможня – 2017»?

– Круг тем для обсуждения был широчайший: модернизация законодательства о таможенном регулировании: по какому пути будет выстраиваться таможенное администрирование в обновленных условиях; новации Таможенного союза Евразийского экономического союза в части уплаты таможенных платежей; основные направления совершенствования таможенного администрирования с точки зрения бизнеса; внедрение технологии декларирования таможенной процедуры таможенного транзита товаров в электронной форме; информационные технологии на пути оптимизации таможенного администрирования и развития ВЭД; как защитить отечественных производителей и обеспечить экономическую безопасность страны в новых условиях. Естественно, в преддверии принятия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза основная дискуссия велась вокруг предстоящих нововведений.

На эти и другие вопросы дали исчерпывающие ответы мои коллеги из профильных управлений ФТС России, а также представитель Домодедовской таможни.

По ходу конференции удалось обсудить, за счет каких инструментов и механизмов возможно оптимизировать таможенную деятельность компании, оставаясь в правовых рамках, и изменения во внешнеэкономической деятельности стран − участниц ЕАЭС, связанные со вступлением в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Особенно ценно, что в формате бизнес-кейсов представители компаний – лидеров в своих отраслях делились практикой и опытом.

– Шамиль Сергеевич, какую тематику освещали Вы на этом мероприятии?

– Я выступал с докладом «Развитие и популяризация института уполномоченных экономических операторов в государствах ЕЭАС. Плюсы для перевозчиков и участников ВЭД». В нем я попытался максимально подробно рассказать о развитии института уполномоченного экономического оператора (УЭО), который является важным шагом к развитию системы взаимодействия таможенной службы с участниками ВЭД. Данный институт введен для удобства деятельности самих участников ВЭД, сокращения временных и финансовых издержек при перемещении товаров через таможенную границу.

ueo

Для УЭО введен ряд специальных упрощений. Это временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО без включения его в реестр владельцев складов временного хранения; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 87 Федерального закона; выпуск товаров до подачи таможенной декларации (положения статьи 197 ТК ТС); предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, включая подачу неполной таможенной декларации и периодической таможенной декларации (положения статьи 193 и 194 ТК ТС и статьи 211 – 215 Федерального закона).

ueo1

Надо отметить, что в проекте нового Таможенного кодекса ЕАЭС решены некоторые имеющиеся на сегодняшний день проблемы, в частности, возможность электронного направления в таможенный орган заявления о выпуске товаров до подачи декларации, а также возможность удаленного выпуска товаров при реализации данного упрощения. По моему мнению, данные факторы, несомненно, окажут позитивное влияние на популяризацию института уполномоченного экономического оператора в ЕАЭС.

Институт УЭО, безусловно, создает экономический эффект, связанный с упрощением условий реализации внешнеэкономической деятельности и появлением новых конкурентных преимуществ для субъектов национального рынка, прямым образом оказывающим влияние на ускорение развития торгово – промышленного потенциала, укрепление экономики Российской Федерации.

– Как Вы оцениваете работу уполномоченных экономических операторов в регионе деятельности Управления?

– Институт уполномоченных экономических операторов динамично развивается. В 2016 году в регионе деятельности Управления в качестве УЭО осуществляли свою деятельность 69 организаций. В настоящее время ими применяются все виды специальных упрощений. Специальные упрощения заключаются в предоставлении УЭО возможности осуществлять временное хранение товаров, а также таможенные операции, связанные с выпуском товаров в своих помещениях, на открытых площадках и иных территориях; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; иные специальные упрощения. С применением специальных упрощений в 2016 году осуществлен выпуск товаров по более чем двадцати двум тысячам деклараций на товары (22349 ДТ).

Наиболее часто применяемое УЭО специальное упрощение – выпуск товаров до подачи ДТ. С применением данного специального упрощения за прошедший год таможенными органами Управления оформлено более 10 тысяч деклараций (10 213 ДТ), что составляет порядка 46 процентов от общего количества выпущенных ДТ с применением УЭО специальных упрощений.

ueo2

– Вы сказали, что в действующем Кодексе не решены некоторые имеющиеся на сегодняшний день проблемы, давайте остановимся на этом аспекте поподробнее.

– В своем выступлении я предложил аудитории ознакомиться с теми существенными изменениями, которые коснутся института УЭО в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Впервые в проекте Кодекса отдельно выделяется определение термина «специальные упрощения», предоставляемые УЭО. Согласно п. 1 ст. 437 проекта под ними понимаются «особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля, иные особенности применения положений настоящего Кодекса, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора».

Предлагается дифференцировать данный институт, предоставив участнику ВЭД право выбирать, в зависимости от вида его деятельности, один из трех типов свидетельства УЭО.

Свидетельство первого типа дает право УЭО пользоваться девятью видами специальных упрощений. Свидетельство второго типа дает право УЭО пользоваться десятью видами специальных упрощений. И Свидетельство третьего типа дает право УЭО пользоваться специальными упрощениями и первого, и второго типа. Кроме того, новым кодексом конкретизированы условия включения юридического лица в реестр УЭО с выдачей свидетельства в зависимости от вида свидетельства.

Что же касается специального упрощения – выпуск товаров до подачи ДТ (как наиболее часто применяемого), то в проекте нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза можно отметить следующие особенности по сравнению с действующим таможенным законодательством: определен конкретный перечень таможенных процедур, под которые можно помещать Товары, декларантом которых будет выступать лицо, включенное в реестр УЭО, с использованием специального упрощения в виде выпуска товаров до подачи декларации на товары. При заявлении товаров к выпуску товаров до подачи декларации на товары УЭО, который будет выступать декларантом товаров, должен подать заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары в виде электронного документа (ранее законодательно не регламентировалась возможность подачи заявления в электронном виде). Декларация на товары в отношении товаров, выпущенных до подачи в отношении их декларации на товары, должна быть подана УЭО, которым было подано заявление о выпуске товаров, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров (сейчас – не позднее 10 числа). При заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, в отношении товаров, декларантом которых будет выступать УЭО, предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется.

В Проекте Кодекса Евразийского экономического союза установлен срок регистрации или отказа в регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи такого заявления). Кроме того, в Проекте специально оговариваются основания отказа в регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации.

Таким образом, сравнивая действующее законодательство и положения нового Таможенного кодекса ЕвраЗЭС можно отметить более детальную регламентацию вопросов применения операторами специальных упрощений.

– Шамиль Сергеевич, Вы говорили, что подобные конференции – хороший инструмент «обратной связи». В чем это выражалось?

– В рамках работы сессий активно обсуждались не только глобальные стратегические вопросы, но и животрепещущие проблемы. Такие как: возможности для малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономической деятельности; сложности, с которыми приходится сталкиваться на этом пути. Отдельная сессия была посвящена правовым аспектам и практике взаимодействия регулирующих таможенных органов и компаний – активных участников ВЭД. В ее рамках участники обсудили вопросы корректировки таможенной стоимости до и после выпуска товаров, досудебной практики таможенных споров. Проводился обмен опытом и обозначались проблемные зоны. Отдельно поднимались вопросы о мерах поддержки высокотехнологичного экспорта.

Острую полемику вызвала тема столкновения интересов бизнеса и государства. Поиск компромисса осуществлялся по наиболее чувствительным направлениям деятельности участников ВЭД: пересечение границы РФ; практика досмотров; контроль таможенной стоимости.

Не обошли своим вниманием участники конференции и вопросы совершенствования таможенного администрирования в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений, защиты прав интеллектуальной собственности, а также валютного контроля.

Беседовала Елена ШАТЕЕВА

Фото Ольги УКОЛОВОЙ