Сегодня 23 мая 2019 года
Для слабовидящих

На Консультативном совете обсудили проблемы и перспективы

PDFПечатьE-mail

20 июня состоялось очередное заседание Консультативного совета с участниками внешнеэкономической деятельности при Центральном таможенном управлении. Обсуждались вопросы оценки проблем и перспектив развития института уполномоченных экономических операторов; применения документального транспортного контроля в МАПП за соблюдением иностранными перевозчиками требований российской разрешительной системы, а также проблемные вопросы фитосанитарного и ветеринарного контроля в странах-членах Таможенного союза. Оценка проблем и перспектив развития института уполномоченных экономических операторов.

Заместитель начальника отдела таможенных процедур службы организации таможенного контроля Виталий Кожуховский в своем докладе отметил, что институт уполномоченного экономического оператора является важным шагом к развитию системы взаимодействия таможенной службы с участниками внешнеэкономической деятельности. Данный институт, прежде всего, введен для удобства деятельности самих участников ВЭД, сокращения временных и финансовых издержек при перемещении товаров через таможенную границу, создавая экономический эффект, связанный с упрощением условий реализации внешнеэкономической деятельности, появлением новых конкурентных преимуществ для субъектов национального рынка. Специальные упрощения заключаются в предоставлении уполномоченному экономическому оператору возможности осуществлять временное хранение товаров, а также таможенные операции, связанные с выпуском товаров в своих помещениях, на открытых площадках и иных территориях; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; иные специальные упрощения.

В настоящее время в регионе деятельности Управления в качестве уполномоченных экономических операторов осуществляет свою деятельность 41 организация, что составляет 43% от общего количества уполномоченных экономических операторов, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации. Наибольшее количество уполномоченных экономических операторов осуществляют свою деятельность в регионе Московской областной таможни – 8 и Брянской таможни – 7.

В настоящее время уполномоченными экономическими операторами, осуществляющими свою деятельность в регионе деятельности Управления применяются следующие виды специальных упрощений:

- временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения в его в реестр владельцев складов временного хранения;

- проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию;

- выпуск товаров до подачи таможенной декларации;

- предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодической таможенной декларации.

Виталий Кожуховский отметил, что ряд вопросов непосредственной деятельности уполномоченного экономического оператора и возникающих при этом правоотношений с таможенными органами нуждаются в дополнительном урегулировании, а именно:

- отсутствие установленных требований к порядку ведения системы учета коммерческой документации уполномоченного экономического оператора;

- учет особого статуса уполномоченного экономического оператора при разработке мер применения системы управления рисками;

- выработка условий, при которых уполномоченный экономический оператор может быть включен в реестр таможенных представителей и, наоборот, для возможного зачета ряда уже выполненных требований при изначальном включении в соответствующий реестр;

- урегулирование правоотношений уполномоченного экономического оператора с таможенными органами в случае исключения организации из реестра уполномоченных экономических операторов;

- нормативное закрепление требований к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий уполномоченного экономического оператора, предназначенные для временного хранения товаров;

- реализация в КАСТО «АИСТ» возможности представления уполномоченным экономическим оператором в таможенный орган обязательства о подаче ДТ при применении упрощения «выпуск товаров до подачи ДТ» и товаро-сопроводительных документов в электронной форме (без подачи ДТ) для принятия решения о выпуске товаров;

- приведение формы обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в соответствие с требованиями таможенного законодательства Таможенного союза.

Также одним из основных проблемных вопросов при формировании института уполномоченных экономических операторов являлся вопрос завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора.

В своем содокладе президент гильдии логистических операторов при МТПП Светлана Домнина проанализировала российский и европейский опыт работы уполномоченных экономических операторов и отметила, что необходимо дальнейшее развитие этого важного института в нашей стране.

Начальник службы таможенного контроля Брянской таможни Дмитрий Юрковский подробно рассказал о применении документального транспортного контроля в МАПП за соблюдением иностранными перевозчиками требований российской разрешительной системы. Брянской таможней наработан значительный опыт в части осуществления транспортного контроля в автомобильных пунктах пропуска. В регионе деятельности таможни функционируют: МАПП «Троебортное», МАПП «Новые Юрковичи, МАПП «Погар» ДАПП «Ломаковка».

Дмитрий Владимирович отметил, что предпосылки к работе в новых условиях были заложены ещё в начале 2010, когда на должностных лиц таможенного органа в МАПП «Троебортное» были возложены отдельные действия по осуществлению транспортного контроля.

В настоящее время работа всех АПП выстроена в соответствии технологическими схемами организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, разработанными на основании требований Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482.

Проблемные вопросы фитосанитарного и ветеринарного контроля в странах-членах Таможенного союза осветил генеральный директор Ассоциации «Альянс-Агро» Денис Бадич. Он заострил внимание присутствующих на том факте, что свободное перемещение подкарантинной продукции по территории Таможенного союза в настоящее время представляет серьезную угрозу фитосанитарной безопасности территории Российской Федерации. Особый фитосанитарный риск связан с тем, что перечень карантинных объектов Республики Беларусь на 24 вида меньше перечня карантинных объектов Российской Федерации. В перечне карантинных объектов Республики Беларусь отсутствуют такие опасные для территории Российской Федерации объекты, как западный калифорнийский цветочный трипе, вирусные болезни картофеля, шарка сливы. Кроме того, на территории Республики Беларусь распространены золотистая картофельная нематода, рак картофеля, повилики, амброзия, бактериальный ожог плодовых. Экономические потери от указанных карантинных объектов могут составлять от 2,7 до 25,9 млрд. рублей.

Аналогичные проблемы возникают и при сотрудничестве с уполномоченным в области карантина растений органом Республики Казахстан.