Сегодня 24 мая 2019 года
Для слабовидящих

Справка по вопросу организации проведения таможенного контроля после выпуска товаров после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

PDFПечатьE-mail

Справка по вопросу организации проведения таможенного контроля после выпуска товаров после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В 2018 году в Российской Федерации претерпела изменения нормативно-правовая база регулирующая таможенные правоотношения. С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), а с 4 сентября 2018 года – Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон).

Федеральный закон развивая принципы проведения таможенного контроля после выпуска товаров заложенные в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), конкретизировал применение отдельных положений ТК ЕАЭС по данному вопросу.

Таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется как в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности через таможенную границу, так и в отношении иностранных товаров, находящихся во внутреннем торговом обороте на территории Российской Федерации. Таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется в течение 3 лет со дня выпуска (окончания нахождения товаров под таможенным контролем) (статья 310 ТК ЕАЭС). При наличии информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на ней с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль в отношении таких товаров может проводиться в любое время, без учета 3-х летнего срока, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение. При выборе используется система управления рисками.

Таможенным законодательством Евразийского экономического союза определено 7 форм таможенного контроля (статья 322 ТК ЕАЭС): получение объяснений, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка, основной формой, применяемой после выпуска товаров является таможенная проверка.

Кроме того ТК ЕЭАС предусмотрен механизм применения мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. ТК ЕАЭС закреплено 13 мер (статья 338 ТК ЕАЭС), Федеральным законом предусмотрено еще две дополнительные меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля - проверка маркировки товаров и изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов для проведения таможенной экспертизы.

Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля могут применяться самостоятельно и (или) при применении форм таможенного контроля.

Основные нововведения Федерального закона касающиеся проведения таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки следующие.

В соответствии со статьей 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной таможенным органом

Таможенная проверка может быть камеральной или выездной.

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

Нововведением Федерального закона (статья 228 Федерального закона) является ограничение срока проведения камеральной таможенной проверки – он не может превышать 90 календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанные 90 дней не включается период времени между запросом и получением от проверяемого лица документов. Данный срок по решению начальника таможенного органа может быть продлен на 120 календарных дней при наличии оснований предусмотренных статьей 228 Федерального закона.

Результаты проведения таможенной проверки (камеральной или выездной) оформляются актом таможенной проверки.

При проведении таможенной проверки проверяемое лицо пользуется правами, предусмотренными статьей 336 ТК ЕАЭС, кроме того статьей 235 Федерального закона закреплены права:

обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном главой 51 Федерального закона;

с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения;

представить в таможенный орган возражения по акту таможенной проверки.

Представление возражений по акту таможенной проверки регламентировано статьей 237 Федерального закона.

Проверяемое лицо не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки вправе представить в письменном виде возражения по его содержанию в таможенный орган. Возражения по акту таможенной проверки могут быть представлены проверяемым лицом нарочным либо направлены в таможенный орган заказным почтовым отправлением по акту в целом или по его отдельным положениям.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, изучается должностным лицом таможенного органа, проводившим таможенную проверку (руководителем комиссии по проведению выездной таможенной проверки), по ним составляется письменное заключение, которое утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, и не позднее десяти рабочих дней со дня поступления возражений по акту таможенной проверки направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись. В целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, может быть назначена новая выездная таможенная проверка.

Решение по результатам таможенной проверки принимается в течение пятнадцати рабочих дней со дня истечения сроков поступления возражений, либо вручения проверяемому лицу заключения таможенного органа по возражениям, представленным по акту проверки и принимается на основании акта проверки с учетом заключения (если такое заключение составлялось).