Сегодня 21 мая 2019 года
Для слабовидящих

Справка по вопросу практики совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при декларировании товаров в условиях действия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

PDFПечатьE-mail

Справка по вопросу практики совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при декларировании товаров в условиях действия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Одной из ключевых обязанностей декларанта, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – Кодекс), является необходимость таможенного декларирования товаров. Таможенными органами Центрального таможенного управления (далее – ЦТУ) за 10 месяцев 2018 года выпущено более 680 тыс. деклараций на товары (далее – ДТ), что больше объемов декларирования в аналогичном периоде прошлого года (далее – АППГ) на 3,7%.

Статьей 111 Кодекса определено, что таможенные операции, связанные с регистрацией или отказом в регистрации таможенной декларации, совершаются таможенным органом не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

При этом отказ в регистрации таможенный декларации может быть обусловлен следующими причинами:

1) таможенная декларация подана таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации;

2) таможенная декларация подана неуполномоченным лицом и (или) не подписана либо не удостоверена надлежащим образом;

3) не соблюдена форма таможенного декларирования;

4) в таможенной декларации не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения;

5) таможенная декларация на бумажном носителе составлена не по установленной форме, и (или) структура и формат электронной таможенной декларации или электронного вида таможенной декларации на бумажном носителе не соответствуют установленным структурам и форматам таких документов;

6) товары, в отношении которых подается таможенная декларация, за исключением товаров, указанных в пункте 2 статьи 109 Кодекса, либо товаров в случаях, определенных Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в соответствии с пунктом 3 статьи 109 Кодекса, не находятся на территории государства-члена, таможенному органу которого подается таможенная декларация;

7) не совершены действия, которые в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств-членов должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;

8) не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров, установленные законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса, которые должны соблюдаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Всего за 10 месяцев 2018 года отказано в регистрации по 54 048 ДТ (6,9% от общего декларационного массива).

Анализ причин отказа в регистрации ДТ выявил следующие основные причины принятия такого решения:

1) нарушение подп. 7 п. 5 ст. 111 Кодекса - не совершены действия до подачи ДТ;

2) нарушение подп. 4 п. 5 ст. 111 Кодекса - в ДТ не указаны необходимые сведения;

3) нарушение подп. 2 п. 5 ст. 111 Кодекса - ДТ подана не уполномоченным лицом.

В целях минимизации случаев отказа в регистрации ДТ декларантам необходимо строго соблюдать положения статей 106, 108, 109, 111 Кодекса, а также Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

При этом следует учитывать, что в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в графе 31 ДТ в отношении отдельных категорий товаров под номером 1 дополнительно указываются сведения по перечням согласно приложениям №№ 2 – 4 к названной Инструкции.

Согласно положениям пункта 1 статьи 125 Кодекса таможенный орган отказывает в выпуске товаров по следующим основаниям:

1) невыполнение условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, в том числе условий, предусмотренных статьями 120 - 123 Кодекса, а также в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и припасов;

2) невыполнение требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 Кодекса;

3) наступление при предварительном таможенном декларировании обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 114 Кодекса;

4) несоблюдение при периодическом таможенном декларировании особенностей такого таможенного декларирования, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 116 Кодекса, и (или) наличие у декларанта не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и (или) пеней;

5) непредъявление товара по требованию таможенного органа в пределах сроков выпуска товаров, установленных пунктами 3 и 6 статьи 119 Кодекса;

6) невозобновление срока выпуска товаров в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 11 статьи 124 Кодекса;

7) невыполнение требований, предусмотренных пунктами 2 и 7 статьи 325 Кодекса;

8) неотнесение товаров, заявленных в пассажирской таможенной декларации, к товарам для личного пользования в соответствии с пунктом 4 статьи 256 Кодекса;

9) выявление при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, за исключением случаев, когда:

выявленные нарушения, не являющиеся основаниями для возбуждения административного или уголовного дела, устранены;

выявленные нарушения устранены, декларируемые товары не изъяты, и на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов.

Всего за 10 месяцев 2018 года отказано в выпуске товаров по 1742 ДТ (0,25% от общего декларационного массива).

Основными причинами отказа в выпуске товаров являются следующие причины:

1) нарушение подп. 2 п. 1 ст. 118 Кодекса - не уплачены таможенные пошлины, налоги;

2) нарушение подп. 1 п. 1 ст. 118 Кодекса - не соблюдены условия для помещения товаров под процедуру;

3) нарушение подп. 3 п. 2 ст. 84 Кодекса – непредъявление товара по требованию таможенного органа в пределах сроков выпуска.

Таким образом, для минимизации случаев отказа в выпуске товаров следует обеспечить соблюдение требований ст. 118, п. 2 ст. 84 Кодекса.

Одно из приоритетных значений в Кодексе отведено электронному декларированию и применению информационных технологий.

Важной новеллой является закрепление возможности автоматической регистрации декларации на товары и автоматического принятия решения о выпуске товаров информационной системой без участия должностного лица таможенного органа. Тем самым создаются условия для эффективного использования информационных ресурсов таможенных органов, которые в свою очередь минимизируют влияние человеческого фактора на весь процесс совершения таможенных операций.

В настоящее время все таможенные органы региона деятельности ЦТУ, правомочные регистрировать декларации на товары, осуществляют авторегистрацию при помещении товаров под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления.

Среднее время автоматической регистрации ДТ составляет 1,5 минуты, в отличие от одного часа, предусмотренного Кодексом на регистрацию ДТ. Среднее время автоматического выпуска товаров составляет 2-3 минуты.

Результаты анализа процессов авторегистрации деклараций на товары в отношении экспортируемых товаров в регионе деятельности ЦТУ за текущий год показали следующее. Всего по ЦТУ за 10 месяцев 2018 года зарегистрировано автоматически в соответствии с таможенной процедурой экспорта 167 858 ДТ. Доля автоматически зарегистрированных ДТ в сравнении с общими объемами экспортных операций в ЦТУ за 10 месяцев 2018 года составила более 72 %.

В соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в регионе деятельности ЦТУ за 10 месяцев 2018 года всего было автоматически зарегистрировано 140 253 ДТ. Доля автоматически зарегистрированных ДТ в сравнении с общими объемами импортных операций в ЦТУ за 10 месяцев 2018 года составила более 31 %.

Логичным продолжением технологии автоматической регистрации ДТ, является внедрение технологии автоматического выпуска товаров.

Результаты анализа процессов автоматического выпуска товаров показали, что всего по ЦТУ за 10 месяцев 2018 года выпущено товаров более чем по
600 тыс. ДТ, них автоматически выпущено товаров по 74 376 ДТ (61 296 ДТ, поданных в соответствии с таможенной процедурой экспорт, и 13 080 ДТ, поданных в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления).

Основными причинами отказа в осуществлении автоматического выпуска товаров являются осуществление декларирования товаров лицами, не отнесенными к категории низкого уровня риска, а также применение запретов и ограничений, непрохождение документальной проверки и выявление рисков.

Существенное влияние на внедрение технологии автоматического выпуска оказывает категорирование участников ВЭД и их отнесение к категории низкого уровня риска.

В таможенных органах Российской Федерации внедрена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (далее – СУР), предусматривающая дифференцированный подход к выбору объектов, форм и этапа проведения таможенного контроля в зависимости от результатов оценки вероятности нарушения участниками ВЭД таможенного законодательства.

В целом, отнесение лица к участникам ВЭД низкого уровня риска дает такие преимущества, как:

1) возможность подачи декларации на товары в любой таможенный орган, имеющий компетенцию принимать декларации на товары, при фактическом размещении товаров на временном хранении в любом таможенном органе
ФТС России, осуществляющем фактический контроль товаров;

2) применение мер по минимизации рисков при таможенном контроле товаров на основании генератора случайных чисел; смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров;

3) применение технологии автоматического выпуска товаров.

Категорирование участников ВЭД осуществляется на основе отраслевого и автоматизированного подходов.

Отраслевое категорирование предусматривает проведение анализа информации для определения категории уровня риска в соответствии с приказами ФТС России, направленными на применение выборочности таможенного контроля в отношении промышленных предприятий, автопроизводителей, импортеров рыбной и мясной продукции, а также экспортеров продукции собственного производства:

- приказ ФТС России от 27.08.2015 № 1740 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 03, товарных позициях 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС» с изменениями, внесенными в соответствии с приказами ФТС России от 27.12.2016 № 2428, от 07.05.2018
№ 649, от 17.09.2018 № 1460;

- приказ ФТС России от 08.04.2016 № 706 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств, и другой сопутствующей продукции» с изменениями, внесенными в соответствии с приказами ФТС России от 07.05.2018 № 649,
от 17.09.2018 № 1456;

- приказ ФТС России от 11.04.2016 № 731 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины» с изменениями, внесенными в соответствии с приказами ФТС России от 07.05.2018 № 649, от 17.09.2018 № 1457;

- приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность» с изменениями, внесенными в соответствии с приказами ФТС России от 07.05.2018 № 649, от 17.09.2018 № 1458;

- приказ ФТС России от 11.04.2016 № 733 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 02 ТН ВЭД ЕАЭС» с изменениями, внесенными в соответствии с приказами ФТС России от 07.05.2018 № 649, от 17.09.2018 № 1459.

Данные приказы предусматривают обращение заинтересованных организаций с соответствующим заявлением в ФТС России и устанавливают критерии, при соответствии которым лицо относится к категории низкого уровня риска. Анализ соблюдения установленных критериев осуществляется на основании представленных участником ВЭД документов и сведений.

Количество и состав критериев различно для каждой из отраслей, но при этом существенная часть критериев является общей.

Так, для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность, а также лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, на основании приказов ФТС России от 11.04.2016 № 732 и от 11.04.2016 № 731, проверка информации об участнике ВЭД проводится на предмет соответствия следующим критериям:

1) основной вид деятельности – производственная;

2) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для производственных целей;

3) стоимость чистых активов – не менее 1 млн. руб.;

4) уставный капитал – не менее 1 млн. руб. при условии, что доля чистых активов за год, предшествующий подаче обращения лица, составляет не менее 40% по отношению к валюте баланса, а в остальных случаях – уставный капитал не менее 10 млн. руб.;

5) в основном производстве задействовано не менее 20 человек – для «экспортеров», 50 человек – для «производственников» (на дату проведения проверки информации и в среднем за предшествующий год);

6) неприменение упрощенной системы налогообложения;

7) отсутствие до начала проверки информации задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

8) отсутствие лица в перечне организаций, перемещающих товары, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;

9) лицо не находится в стадии ликвидации, реорганизации (кроме преобразования) либо банкротства;

10) с даты декларирования первой партии (для списка экспортеров – с даты помещения первой партии под таможенную процедуру экспорта) прошло не менее 1 года;

11) количество выпущенных деклараций на товары в течение года до начала проверки информации не менее 50 шт. (для списка экспортеров – количество деклараций, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта – не менее 12 шт.);

12) отсутствие у лица в течение года до даты регистрации обращения лица в ФТС России фактов неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в сроки, указанные в уведомлениях о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компесационных пошлин, процентов и пени;

13) у лица отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в установленные частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ сроки постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 16 КоАП РФ, в части уплаты административного штрафа;

14) у лица отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в установленные частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ сроки постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.12, ст. 14.10 КоАП РФ, в части уплаты административного штрафа;

15) лицо не считается в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ подвергнутым административному наказанию за однократное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ и статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.17, 16.19, 16.20, 16.22 КоАП РФ, по которому сумма наложенного административного штрафа составила 250 000 руб. и более, либо сумма наложенных административных штрафов в совокупности составила
500 000 руб. и более по всем фактам административных правонарушений по указанным статьям;

16) лицо не являлось отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей, совершенного в крупном или особо крупном размерах либо группой лиц по предварительному сговору, подтвержден вступившим в силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса РФ;

17) отсутствие у лица до начала проведения проверки информации в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов фактов совершения сомнительных валютных операций, осуществляемых клиентами кредитных организаций, которые имеют необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта и легализации доходов, полученных преступным путем.

18) общая стоимость полностью произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке) товаров, помещенных лицом под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Евразийского экономического союза в течение одного года, предшествующего дате регистрации обращения лица в ФТС России, составляет не менее 500 000 евро по курсу валют, установленному на день обращения лица в ФТС России (данный критерий только для списка экспортеров).

На практике, основное количество участников ВЭД низкого уровня риска определяется с использованием автоматизированного подхода.

Автоматизированное риск-категорирование участников ВЭД осуществляется в автоматическом режиме штатным программным средством на основе математической модели оценки критериев, характеризующих различные аспекты деятельности организаций, а также результаты совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров.

Порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников ВЭД установлен приказом ФТС России от 01.12.2016 № 2256 в редакции приказов ФТС России от 31.07.2017 № 1247, от 01.06.2018 № 850,
от 31.07.2018 № 1203 и предусматривает проведение автоматизированной оценки деятельности участников ВЭД на основе 3-х уровневого дифференцирования по категориям риска – низкий, средний и высокий, с соответствующим индивидуальным подходом к организации и применению мер таможенного контроля к каждой категории в отдельности. Это позволяет, сохранив благоприятную среду для ведения внешнеэкономической деятельности добросовестным организациям, создать более комфортные условия для начинающих свою деятельность организаций, а таможенным органам сконцентрировать основное внимание и усилие на высоко-рисковых поставках.

Порядок автоматизированного риск-категорирования предусматривает проведение анализа деятельности участников ВЭД за два календарных года, предшествующих месяцу его проведения, и определяет 35 критериев, характеризующих участника ВЭД на основе различных аспектов его деятельности, в том числе: наличие товарооборота с оффшорными зонами, изменение динамики основных показателей таможенного декларирования, результаты проведенного таможенного контроля, привлечение к административной ответственности, возбуждение уголовного дела, уровень соблюдения валютного законодательства, экспортная ориентированность, результаты категорирования ФНС России, наличие задолженности по уплате таможенных платежей, нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации или прекращения деятельности.

Риск-категорирование осуществляется ежеквартально штатным программным средством таможенных органов с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации, ФНС России и Банка России.

В отношении участников ВЭД, отнесенных к низкому уровню риска, риск-категорирование проводится ежемесячно, а также ежедневно осуществляется проверка на наличие случаев:

- нахождения участника ВЭД в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;

- нахождения участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;

- наличия у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения установленного ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока уплаты административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки согласно вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года;

- когда участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса РФ;

- наличия на дату проведения риск-категорирования неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей.

При осуществлении риск-категорирования по всем участникам ВЭД производится последовательный расчет значений каждого из критериев и на основе полученных значений определяется итоговая оценка деятельности участника ВЭД, которая используется для определения его категории уровня риска - низкий, средний или высокий.

Категория высокого уровня риска присваивается участнику ВЭД при получении итоговой оценки, соответствующей значению, установленному для категории высокого уровня риска, или при выявлении одного из следующих критериев:

  1. нахождение участника ВЭД в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;
  2. нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;
  3. наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения установленного КоАП РФ срока уплаты административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки согласно вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года;
  4. участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса РФ;
  5. отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.

Категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД при одновременном выполнении следующих условий:

  1. дата регистрации первой декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта, предшествует дате начала отчетного периода, либо шести месяцам до даты окончания отчетного периода при условии, что в отношении участника ВЭД выявлен критерий – отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России;
  2. общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в отчетном периоде составляет не менее 100 штук;
  3. участник ВЭД является юридическим лицом;
  4. значение итоговой оценки соответствует значению, установленному для категории низкого уровня риска;
  5. отсутствие на дату проведения риск-категорирования неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей;
  6. не выявлены критерии, предусмотренные для отнесения участника ВЭД к категории высокого уровня риска.

Категория среднего уровня риска присваивается участнику ВЭД в случае, если он не отнесен к категории высокого или низкого уровня риска.

В зависимости от определенного уровня риска предусматривается дифференцированный подход к применению мер таможенного контроля к каждой из категорий.

В отношении участников ВЭД с низким уровнем риска делается акцент на осуществление контроля после выпуска товаров, в отношении участников ВЭД со средним уровнем риска – на документальный контроль на этапе выпуска товаров; в отношении участников ВЭД с высоким уровнем риска – на проведении документального и фактического контроля до выпуска товаров.

В течение 10 месяцев 2018 года в регионе деятельности ЦТУ декларировал товары 3 471 участник ВЭД, отнесенный к категории низкого уровня риска, что составляло 18,57% от общего количества участников ВЭД (18694). На долю данных участников ВЭД приходилось 71,16% декларационного массива.

При этом доля участников ВЭД, относящихся к среднему уровню риска, на которых приходится 25,18% декларационного массива, составляет почти 76%.

В соответствии с п. 3 ст. 430 Кодекса с даты вступления в силу свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов уполномоченный экономический оператор относится к категории низкого уровня риска.

В целом, Большое количество новелл Кодекса касается института уполномоченного экономического оператора (далее – Оператор).

Важным является установление трех типов свидетельств.

В итоге количество специальных упрощений, которые предоставляются Оператору, увеличилось с 4 до 16. При этом специальные упрощения, связанные с транзитом товаров, возможно применять на всей территории Евразийского экономического союза.

В итоге статус Оператора приобрел ряд существенных преимуществ, позволяющих добросовестным участникам ВЭД значительно ускорить совершение таможенных операций.

Условие предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей предусмотрено только для I типа свидетельства Оператора. Первоначально такое обеспечение равно 1 миллиону евро. Если в течение двух лет Оператор не совершает правонарушений, то сумма обеспечения уплаты таможенных платежей снижается до 700 тысяч евро, после еще 2 лет – до 500 тысяч евро. И постепенно сумма обеспечения уплаты таможенных платежей снижается до 150 тысяч евро при отсутствии правонарушений со стороны Оператора.

Поскольку статус Оператора по Кодексу приближен к международным требованиям, это отразилось на увеличении количества требований к соискателям данного статуса.

Новое законодательство предусматривает гораздо большее количество критериев для присвоения статуса Оператора, например, такие, как соответствие критериям финансовой устойчивости (для свидетельств II и III типов, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 сентября 2017 г. № 65 утвержден Порядок определения финансовой устойчивости - Юридическое лицо, претендующее на включение в реестр, признается финансово устойчивым, если значение совокупного показателя, представляющее собой сумму показателей финансовой устойчивости в баллах, составляет не менее 50 баллов, значения показателей финансовой устойчивости рассчитываются юридическим лицом и могут подтверждаться аудиторской организацией), соблюдение требований не только к площадкам Операторов, но и к персоналу (наличие опыта ВЭД или соответствующего образования в сфере ВЭД), транспортным средствам, системе учета (в том числе удаленный доступ к данной системе). Такие требования, как отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей, отсутствие фактов неоднократного привлечения к административной ответственности, отсутствие судимости у работников организации должны соблюдаться во всех государствах – членах ЕАЭС.

Количество статей административных правонарушений, которые влияют на наличие статуса Оператора, увеличилось с 9 до 47 (статьи 6.15, 6.16, 6.33, часть 1 статьи 7.12, часть 4 статьи 8.28.1, статьи 11.14, 11.15, часть 1 статьи 14.10, статья 14.50, части 1, 4 и 5 статьи 15.25, статьи 16.1, 16.2, 16.3, 16.5 - 16.17, 16.19 - 16.23, часть 1 статьи 16.24, часть 1 статьи 19.4, часть 1 статьи 19.5, статьи 19.6, 19.7, часть 2 статьи 20.23, часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ), а статей Уголовного кодекса Российской Федерации – с 13 до 30 (статьи 159, 169, 171, 171.1, 172, 173.1 - 175, 180, 186, 189 - 191.1, 193, 194, 198 - 199.2, 200.1, 200.2, 210, 226.1 и 229.1).

Кроме того, Оператор не должен быть взаимосвязанным с юридическим лицом, которое было лишено статуса Оператора в связи с нарушением таможенного законодательства.

Следствием расширения возможностей Операторов стало увеличение количества оснований для приостановления их деятельности.

В частности, деятельность Оператора подлежит приостановлению в случае наличия задолженности по уплате таможенных платежей, при неподаче в установленный срок ДТ при выпуске товаров до подачи ДТ, а также в других случаях.

Особо следует обратить внимание на такое основание для приостановления деятельности оператора, как неисполнение обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством.

К таким обязанностям относятся, например, предъявление товаров таможенному органу по его требованию, соблюдение условий таможенных процедур, представление документов таможенному органу в установленный им срок и другие обязанности, которые предусмотрены таможенным законодательством.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предусмотрена норма о возможности автоматического принятия решений о приостановлении деятельности Оператора. Планируется применение автоматического режима принятия указанных решений в виде направления электронных документов юридическому лицу с использованием сети «Интернет» (часть 9 статьи 388 Федерального закона).

В целом, основания для приостановления связаны с несоответствием условиям присвоения статуса Оператора, либо с выявлением признаков правонарушения со стороны Оператора.

В настоящий момент в отношении деятельности Операторов, получивших свидетельство до вступления в силу нового законодательства, действуют переходные положения.

Действующие Операторы могут находиться в реестре и применять предоставленные специальные упрощения в течение двух лет со дня вступления в силу Кодекса. Для данных лиц основания для приостановления действия свидетельства Операторов и исключения из реестра будут применяться в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». До истечения данного срока указанные Операторы могут обратиться для включения в реестр в соответствии с Кодексом, в противном случае они будут лишены статуса Оператора по истечении 2-х лет.

По состоянию на 31.10.2018 в реестр Операторов с выдачей свидетельств нового типа ФТС России включено всего 5 участников ВЭД.

В регионе деятельности ЦТУ организации, декларирующие товары и включенные в реестр в соответствии с новым законодательством, в настоящее время отсутствуют.

Операторы декларируют импортируемые и экспортируемые товары как с применением специальных упрощений, так и без.

Количество деклараций на товары, поданных Операторами составляет около 13 % от всех деклараций по ЦТУ за рассматриваемый период.

В регионе деятельности ЦТУ 67 Операторов имеют право применять упрощения, что составляет 36% от общего количества Операторов по
ФТС России.

Наиболее часто применяемое специальное упрощение – выпуск товаров до подачи ДТ – 37% от всех применяемых Операторами упрощений.

Заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары (далее – заявление) может быть подано в электронной форме (по структуре и в формате, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 19.12.2017 № 177) или на бумажном носителе таможенному органу, правомочному регистрировать декларации на товары.

Такое заявление должно содержать сведения о лице, которое будет выступать декларантом, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, которые определяются Евразийской экономической комиссией. Форма и порядок заполнения заявления утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 171.

При подаче заявления на бумажном носителе одновременно должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий такого выпуска (п. 13 ст.120 Кодекса), коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправите, получателе и соответственно о товарах. Подача заявления в электронной форме сопровождается представлением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, а также подтверждающих предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей.

Заявление о выпуске товаров до подачи таможенной декларации подается тому таможенному органу, которому впоследствии будет производиться подача таможенной декларации.

Кодексом определен перечень оснований, по которым таможенным органом должно быть отказано в регистрации заявления:

1) заявление подано таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;

2) заявление подано неуполномоченным лицом либо не подписано или не заверено надлежащим образом;

3) заявление на бумажном носителе составлено не по установленной форме, структура и формат заявления в виде электронного документа не соответствуют установленным структуре и формату такого заявления;

4) в заявлении не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 120 Кодекса;

5) вместе с заявлением, подаваемым в виде документа на бумажном носителе, не представлены документы, указанные в пункте 4 статьи 120 Кодекса;

6) вместе с заявлением, подаваемым в виде электронного документа, не представлены документы в соответствии с пунктом 6 статьи 120 Кодекса;

7) наличие на день подачи заявления у лица, подавшего такое заявление, неисполненной в установленный пунктом 16 статьи 120 Кодекса и пунктом 4 статьи 441 Кодекса срок обязанности по подаче декларации на товары в отношении товаров, выпуск которых ранее был произведен до подачи декларации на товары;

8) товары, в отношении которых подано заявление, не находятся на территории государства-члена, таможенному органу которого подается заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

На практике, основными причинами отказа в регистрации заявлений являются:

- несоответствие заявления установленным структуре и формату;

- неуказание всех подлежащих указанию сведений.

Выпуск товаров до подачи декларации на товары производится таможенным органом при условии, что лицом, подавшим заявление:

1) соблюдены положения пунктов 1 и 2 статьи 120 Кодекса или положения пункта 1 статьи 441 Кодекса, если заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары подано Оператором;

2) соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру, за исключением условий уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров;

3) предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, указанных в пункте 1 статьи 120 Кодекса, за исключением товаров, указанных в пункте 14 статьи 120 Кодекса, а также за исключением случая, когда предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется в соответствии с пунктом 5 статьи 441 Кодекса.

Декларация на товары, выпущенные по заявлению, должна быть подана таможенному органу не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, а при декларировании товаров УЭО - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров. При заявлении товаров к выпуску до подачи декларации, в отношении товаров, декларантом которых выступает Оператор, представление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется.

В настоящее время деятельность Операторов регулируется главой 66 Федерального закона, главой 61 Кодекса и 8 решениями Евразийской экономической комиссии (№ 131 от 03.10.2017 – требования к площадкам Операторов, № 171 от 13.12.2017 – форма заявления о выпуске товаров до подачи ДТ, № 186 от 19.12.2017 – форма реестра Операторов, № 187 от 19.12.2017 – об общем реестре Операторов, № 188 от 19.12.2017 – порядок совершения таможенных операций, № 128 от 26.09.2017 – форма заявления о включении в реестр, № 129 от 26.09.2017 – форма свидетельства о включении в реестр).

ФТС России готовятся необходимые изменения и дополнения в нормативно – правовые акты в связи со вступлением в силу Федерального закона.

Так, например, ФТС России разработан проект приказа «Об утверждении форм отчетов, порядка заполнения, способов и сроков представления отчетности Операторами», которым предусмотрена реализация применения взаимосвязанных норм Кодекса и Федерального закона, соответствующих условиям включения в реестр Операторов и предоставления ими отчетности, проведения таможенного контроля.

Проектом приказа Минфина России «Об утверждении Порядка ведения Федеральной таможенной службой Российской Федерации реестра уполномоченных экономических операторов» (далее – проект Приказа) предусмотрено, что Оператор обеспечивает доступ (в том числе удаленный) должностных лиц к следующим сведениям, составляющим систему учета товаров и позволяющим сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении операций с товарами, со сведениями о проведении финансово-хозяйственных операций с ними:

а) принятая организацией учетная политика, оформленная соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.), организации с учетом перечня сведений, предусмотренного пунктом 4 ПБУ 1/2008;

б) первичные учетные документы;

в) регистры бухгалтерского учета;

г) карточки счетов бухгалтерского учета, журналы проводок;

д) годовая бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс (форма по ОКУД 0710001), отчет о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002), отчет об изменениях капитала (форма по ОКУД 0710003);

е) журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (если в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации Оператор обязан вести такой журнал);

ж) книга покупок и продаж;

з) штатное расписание со всеми изменениями, внутренний распорядок организации, порядок учета рабочего времени (в том числе работников по совместительству);

и) иным документам и сведениям, обеспечивающих бухгалтерский и/или складской, производственный и иной учет товаров.

Также проект Приказа предполагает следующие способы предоставления доступа к системе учета товаров:

а) непосредственный доступ к системе учета товаров;

б) удаленный доступ к системе учета товаров в рабочие дни с ___ до ___ часов посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с минимальной пропускной способностью канала связи _____ Мбит/с одним из следующих способов:

через WEB-браузер _______________________________________________

(Google Chrome, Internet Explorer, Mozilla Firefox и т.п.)

по адресу http://_____________;

с применением программы удаленного доступа ___________________ по

(название программы)

адресу/ID____________________;

с применением АПС «Личный кабинет»;

с применением АПС «Электронное представление сведений»;

иным способом _______________________________________________.

В настоящее время ФТС России разрабатываются технологии применения программных средств – АПС «Электронное представление сведений» и АПС «Личный кабинет», предусматривающих обмен сведениями между проверяемым лицом и таможенным органом о товарах в соответствии с данными бухгалтерского и складского учета в разрезе деклараций на товары.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 283 Федерального закона деятельность по обеспечению удаленного доступа таможенных органов к системам учета товаров Операторов может осуществлять информационный оператор.

В части реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, Федеральным законом в развитие Кодекса, делающего акцент на электронный документооборот, предусмотрено, что заявления о включении в соответствующие (в том числе, реестры владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, решения о включении в которые принимаются таможнями, подчиненными ЦТУ) подаются в электронном виде с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе личного кабинета. Возможность подачи документов на бумажных носителях предусмотрена только в случае неисправности используемых таможенными органами информационных систем.