Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Центральное таможенное управление

6 апреля 2018 12:38

Справка об итогах деятельности Центрального таможенного управления

Краткая характеристика региона деятельности

Регионом деятельности ЦТУ установлена территория Центрального федерального округа (далее – ЦФО), включающая в себя территории 18 субъектов Российской Федерации (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, город федерального значения Москва (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»).

Центром ЦФО является город федерального значения - Москва. Площадь региона – 650205 км² (3,8% территории Российской Федерации), численность населения – 38,8 млн. человек (27,2% населения России).

В непосредственном подчинении ЦТУ находится 14 таможен (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Курская, Липецкая, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, Московская, Московская областная таможни). Управлению подчинен Приокский тыловой таможенный пост со статусом юридического лица.

В соответствии с Положением о Центральной оперативной таможне (далее - ЦОТ), утвержденным приказом ФТС России от 29.05.2008 № 636, данная таможня является специализированным таможенным органом и находится в оперативном подчинении Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России, Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС России, Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, Регионального оперативно-поискового управления и Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России) в пределах их компетенции. По вопросам финансово-хозяйственной деятельности и защиты государственной тайны таможня подотчетна ЦТУ. Организационное и методическое руководство, контроль деятельности структурных подразделений ЦОТ, не осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и другие правоохранительные функции, возложены на соответствующие структурные подразделения ЦТУ.

Таможенные органы региона распределены по субъектам Российской Федерации следующим образом:

  1. Белгородская область – Белгородская таможня.
  2. Брянская область – Брянская таможня.
  3. Владимирская и Рязанская области область – Владимирская таможня.
  4. Воронежская и Тамбовская области – Воронежская таможня.
  5. Ивановская область – Ивановская таможня.
  6. Калужская область – Калужская таможня.
  7. Курская и Орловская области – Курская таможня.
  8. Липецкая область – Липецкая таможня.
  9. Смоленская область – Смоленская таможня.
  10. Тверская область – Тверская таможня.
  11. Тульская область – Тульская таможня.
  12. Ярославская и Костромская области – Ярославская таможня.
  13. Московская область – Московская областная таможня.
  14. Москва – город федерального значения – Московская таможня.

Регион деятельности ЦТУ граничит с Республикой Беларусь и Украиной (протяженность государственной границы с Республикой Беларусь составляет 886 км, с Украиной – 1279 км), а также с регионами деятельности Северо-Западного, Приволжского и Южного таможенных управлений.

В 2013 г. в регионе деятельности Управления функционировали 113 таможенных постов и 46 отделов таможенного оформления и таможенного контроля, а также 36 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе: воздушных – 6 (Белгород, Брянск, Воронеж, Курск, Тверь, Туношна), автомобильных – 17 (Валуйки, Логачевка, Вериговка, Грайворон, Колотиловка, Ровеньки, Шебекино, Нехотеевка, Новые Юрковичи, Погар, Ломаковка, Троебортное, Бугаевка, Новобелая, Теткино, Крупец, Суджа), железнодорожных – 9 (Валуйки, Разъезд Выстрел, Долбино, Головчино, Нежеголь, Суземка, Глушково, Москва-Киевская), временных железнодорожных 4 (Белгород, Наумовка, Брянск-Орловский, Брянск-Льговский).

В регионе деятельности ЦТУ расположено 25 многосторонних и 11 двусторонних пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе по видам транспорта:

  • автомобильные – 7 двухсторонних, 10 многосторонних;
  • железнодорожные – 4 двухсторонних, 9 многосторонних;
  • воздушные – 6 многосторонних.

Установлено 109 мест пересечения границы жителями приграничных районов Российской Федерации и Украины без осуществления таможенного контроля (Брянская область – 11, Курская область – 15, Белгородская область – 79, Воронежская область – 4).

В регионе деятельности ЦТУ созданы 4 особые экономические зоны.

В Калужской и Липецкой областях – промышленно-производственного типа, а в городах Дубна и Зеленоград Московской области – технико-внедренческого типа.

В рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в местах приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция) в регионе деятельности ЦТУ создано 17 таможенно-логистических терминалов (далее – ТЛТ). На территориях 16 ТЛТ размещены таможенные посты или ОТОиТК (с кодом).

В настоящее время в рамках реализации Концепции в регионе деятельности Управления построены и введены в эксплуатацию 17 ТЛТ:

  • Грайворонский, Нехотеевский и Шебекинский на территории Белгородской области;
  • Новоюрковичский, Погарский, Новозыбковский (2 СВХ) и Троебортновский на территории Брянской области;
  • Крупецкий (2 СВХ) и Суджанский (2 СВХ) на территории Курской области;
  • Красной, Краснинский, Руднянский, Смоленский и Стабнинский на территории Смоленской области.

Внешнеторговый оборот

В течение 2013 г. в регионе деятельности Управления внешнеэкономическую деятельность осуществляли 26,8 тыс. участников ВЭД (рост по сравнению с 2012 г. на 3,6%), из них юридические лица – 25,5 тыс., физические – 1,3 тыс. Только вывозом товаров занимались 3,4 тыс. предприятий и организаций, только ввозом – 19,9 тыс. И ввоз, и вывоз осуществляли 3,5 тыс. участников ВЭД. Большинство участников ВЭД ориентировано на ввоз товаров в Центральный федеральный округ.

Внешнеторговый оборот за 2013 г. составил 125,6 млрд. долл. США, в том числе со странами дальнего зарубежья – 109,6 млрд. долл. США (87% от оборота в целом), странами СНГ – 16 млрд. долл. США (13%). По сравнению с 2012 г. объемы внешней торговли возросли на 3% в результате увеличения экспорта на 3,9%, импорта - на 2,8%.

Экспорт в 2013 г. достиг 24,8 млрд. долл. США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 18,8 млрд. долл. США (76% от экспорта в целом), страны СНГ – 6,0 млрд. долл. США (24%).

Импортные поставки составили 100,8 млрд. долл. США, в том числе из стран дальнего зарубежья – 90,7 млрд. долл. США (90% от импорта в целом), стран СНГ – 10,1 млрд. долл. США (10%).

Сальдо торгового баланса сложилось отрицательное – превышение импорта над экспортом составило 76 млрд. долл. США.

Наибольший удельный вес в объемах внешней торговли Управления приходился на следующие таможни:

  • по импорту – на Московскую областную (52% от объема импорта в целом), Смоленскую (12%), Калужскую (7%) и Брянскую (6%);
  • по экспорту – на Московскую областную (31% от объема экспорта в целом), Липецкую (17%), Белгородскую (13%), Тульскую (10%).

Товарная структура внешней торговли по сравнению с 2012 г. существенно не изменилась. Среди экспортных товаров наибольший удельный вес (по стоимости) приходился на металлы и изделия из них (30,6%), машиностроительную продукцию (22,1%), продукцию химической промышленности (16%). Среди основных товарных групп импорта можно отметить машиностроительную продукцию (39,4%), продукцию химической промышленности (25,4%), продовольственные товары (11%).

В 2013 г. средний уровень таможенной стоимости товаров (далее – УТС), ввезенных из стран дальнего зарубежья, составил в ЦТУ 6,69 долл. США за кг., что на 7% больше уровня 2012 г. – 6,25 долл. США за кг.

География экспортных поставок в регионе деятельности Управления весьма обширна – 159 стран мира. Постоянными крупными партнерами, влияющими на объемы экспорта в целом, являлись: Украина (17,5% в общем объеме экспорта), Италия (8,2%), Индия (7,3%), Венесуэла (6,7%), Турция (5,5%), Германия (4,7%). Вывоз товаров в ведущие страны-импортеры составил почти 50% от общего объема экспорта. По сравнению с соответствующим периодом 2012 г. сократился вывоз в Италию (в 1,6 раза), возрос экспорт в Венесуэлу (более чем в 2 раза), Турцию и Индию (в 1,4 раза).

Участники ВЭД, совершавшие таможенное декларирование в регионе деятельности Управления, осуществляли закупки импортной продукции в 206 государствах.

Наиболее крупные страны-экспортеры (в регионе деятельности ЦТУ): Германия (16,9% в общем объеме импорта), Китай (13%), Украина (9%), Италия (7,1%), Франция (5,8%) и Польша (4,8%). Из стран СНГ, наряду с Украиной, доля которой в объеме импорта стран СНГ составляла почти 91%, можно выделить Узбекистан (5%). Ввоз товаров в регион деятельности Центрального таможенного управления из ведущих стран-экспортеров составил почти 57% от общего объема импорта, в том числе из ведущих стран дальнего зарубежья – около 48%. Иначе говоря, как и в экспорте, подавляющая доля импорта, оформленного в подчиненных таможнях, приходится на сравнительно небольшое число стран.

Администрирование таможенных платежей

Осуществление постоянного контроля за ходом выполнения контрольных показателей по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, позволило таможням Управления в 2013 г. перечислить в доходную часть федерального бюджета 776,78 млрд. руб., что составляет 100,48% от установленных контрольных показателей.

При этом сумма таможенных платежей, взимаемых при импорте товаров составила 766,98 млрд. руб. или 100,28%, при экспорте товаров – 2,17 млрд. руб. или 137,77% от установленных контрольных показателей.

Таможенный орган

Контрольное задание на отчетный период, млн. руб.

Фактическое значение показателя, 
млн. руб.

Процент выполнения контрольного задания

Белгородская

26 943,60

25 539,04

94,79

Липецкая

8 771,45

8 350,73

95,20

Курская

17 470,08

17 193,70

98,42

МОТ

405 074,78

403 622,24

99,64

Воронежская

10 344,25

10 349,51

100,05

МТ

40 475,81

40 663,45

100,46

Ярославская

10 283,84

10 357,94

100,72

Калужская

46 859,78

47 278,25

100,89

Ивановская

3 543,19

3 613,77

101,99

Смоленская

99 285,06

101 519,79

102,25

Брянская

45 398,43

46 782,47

103,05

Владимирская

18 118,15

18 801,43

103,77

Тверская

34 743,76

36 230,36

104,28

Тульская

5 757,96

6 469,43

112,36

Всего по Управлению

773 070,14

776 779,50

100,48

Взыскание таможенными органами Управления в 2013 г. дополнительно начисленных таможенных платежей по корректировкам таможенной стоимости товаров осталось на уровне 2012 г.: из 5,04 млрд. руб., дополнительно начисленных по корректировкам таможенной стоимости в 2013 г., взыскано 4,93 млрд. руб., что составляет 97,85%.

В 2013 г. общая сумма предоставленных таможенными органами Управления льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций составила около 56 млрд. руб., что на 23,3% меньше, чем в аналогичном периоде 2012 г. (более 73 млрд. руб.).

Значительную долю в сумме предоставленных льгот составляют тарифные преференции. Так, в 2013 г. сумма тарифных преференций составила 38,32 млрд. руб., что составляет 68,54% от общей суммы предоставленных льгот (в 2012 г. – 46,88 млрд. руб. или 64,18% от общей суммы, предоставленных в 2012 г. льгот).

Следует отметить, что структура льгот по уплате таможенных платежей без учета тарифных преференций по сравнению с 2012 г. не претерпела существенных изменений. Основную долю – 97% – в сумме предоставленных льгот за 2013 г. занимают льготы по уплате НДС (16,92 млрд. руб.).

В результате принятия Управлением дополнительных мер по контролю за начислением и взиманием таможенных платежей в части обоснованности предоставления льгот и применения ставки НДС в размере 10% в федеральный бюджет в 2013 г. перечислено более 30 млн. руб., что меньше на 9% чем в 2012 г. (33,4 млн. руб.), вместе с тем сумма предоставленных льгот в 2013 г. снизилась по сравнению с 2012 г. на 32,3%.

Одной из причин снижения объёмов предоставленных льгот является введение с 01.01.2013 нового порядка регистрации медицинских изделий и декларированием данной категории товаров без предоставления льгот по уплате НДС.

В 2013 г. таможнями региона деятельности Управления всего принято для исполнения 9977 постановлений по делам об административных правонарушениях (далее - АП) на общую сумму 396569,55 тыс. руб.

По сравнению с 2012 г. количество принятых к исполнению и исполненных постановлений по делам об АП увеличилось на 27,5% (2154 постановления) и 26,8% (1505 постановлений) соответственно, при этом сумма наложенных штрафных санкций уменьшилась на 14,4% с 463,65 млн. руб. до 396,57 млн. руб., а сумма взысканных административных штрафов уменьшилась на 28,12 млн. руб. со 137,85 млн. руб. в 2012 г. до 109,73 млн. руб. в 2013 году.

В 2013 г. таможнями региона деятельности Управления принято на оперативный учет обращенного в федеральную собственность имущества на общую сумму 501,52 млн. руб.

В сравнении с 2012 г. данный показатель по Управлению снизился на 12%.

Всего передано в территориальные подразделения Федерального агентства по управлению государственным имуществом для дальнейшего распоряжения имущества на общую сумму 220,43 млн. руб., что ниже аналогичного показателя 2012 года на 21%; передано в территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов – 33,65 млн. руб., что ниже показателя 2012 г. на 84%.

В результате контрольных мероприятий, проведенных в 2013 г., в связи с изменением классификационного кода и страны происхождения товаров доначисленно таможенных платежей на сумму 1032,1 млн. руб., взыскано 916,1 млн. руб. (увеличение на 80% по сравнению с 2012 г., доля взыскания составила 89%, что выше значения 2012 г. на 19%).

По результатам контроля за классификаций товаров принято 8507 решений о классификации, довзыскано 868,5 млн. руб. (увеличение на 81% по сравнению с 2012 г.).

По результатам контроля за определением страны происхождения товаров и соблюдением условий предоставления тарифных преференций принято 900 решений об изменении страны происхождения и отмене тарифных преференций, довзыскано 47,7 млн. руб. (увеличение на 54% по сравнению с 2012 г.).

Таможенными органами Управления в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в 2013 г. выявлено почти 3 млн. (2 881 260) единиц контрафактной продукции (далее – ЕКП), что на 57% превышает установленное Федеральной таможенной службой значение – 1 840 000 ЕКП.

Таможенными органами Управления по итогам работы 2013 г. возбуждено 112 дел об АП по ст. 14.10 КоАП России в отношении 4 375 522 единиц продукции, обладающей признаками контрафактной, что в 3,7 раза больше, чем в 2012 г. (30 дел). По 45 делам судами уже вынесены решения, из них по 41 делу приняты решения в пользу таможенных органов и назначены административные штрафы в размере 1 млн. 115 тыс. рублей.

В результате совместных мероприятий таможенных органов и органов внутренних дел возбуждено 441 дело об АП по ст. 14.10 и ст. 7.12 КоАП России и 31 уголовное дело по ст. 146 и ст. 180 Уголовного Кодекса Российской Федерации (в 2012 г. – 443 и 67 дел соответственно).

Сумма возможного предотвращенного ущерба правообладателям таможнями Управления составила 358,465 млн. рублей.

За 2013 г. Управлением проведено 1068 проверок соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в результате которых возбуждено 1016 дел об АП. По сравнению с 2012 г. количество возбужденных дел об АП снизилось в 2,8 раза.

По результатам проверок в 2013 г. выявлено 913 случаев нарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России, на сумму 285,3 млрд. руб., в 2012 г. – 1 095 случаев на сумму 211,7 млрд. руб. Возбуждено 556 дел об АП на сумму 231,7 млрд. рублей. Наложено штрафов на сумму 93,4 млрд. руб. Взыскано штрафов на сумму 3,2 млн. руб.

В среднем, в ходе проведения проверки одним должностным лицом в 2013 г. выявлено нарушений на сумму 313 млн. руб., в 2012 г. – 194 млн. руб. Таким образом, по сравнению с 2012 г. сумма выявленных нарушений увеличилась на 74 млрд. руб., результативность проверок по сумме выявленных нарушений, проведенных одним должностным лицом, увеличилась в 1,6 раза.

За 2013 г. таможенными органами ЦТУ совершены таможенные операции по 1409722 декларациям на товары, из которых по 875930 декларациям выпуск товаров осуществлен с представлением 703961 разрешительного документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.

Всего по результатам деятельности Управления в 2013 г. по соблюдению обеспечения установленных законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений таможенными органами Управления возбуждено 821 дело об АП по КоАП России (в 2012 г. – 1191 дело), начислено штрафов на сумму более14 млн. руб. (в 2012 г. – 6,7 млн. руб.), взыскано – 5 млн. руб. (в 2012г.–4,6 млн. руб.).

Результаты таможенного декларирования

По всем процедурам перемещения товаров таможенными органами Управления задекларировано 1 407,9 тыс. ДТ, что на 5,94% больше, чем в 2012 г. (1 328,9 тыс. ДТ). Из общего количества ДТ на вывоз задекларировано 206,1 тыс. (15%), на ввоз – 1 201,8 тыс. (85%).

Осуществлялся контроль за проведением приграничными таможнями Управления мероприятий, направленных на выявление коммерческих партий товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами под видом товаров для личного пользования. На основании проведенного анализа результатов таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами в сопровождаемом багаже, Управлением были разработаны и утверждены региональные профили риска № 12/10100/09012013/02801 и № 12/10100/17072013/03292 «Вероятность недекларирования, недостоверного декларирования либо сокрытия от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами в сопровождаемом багаже».

В рамках проводимой работы в 2013 г. было выявлено

1 992 коммерческие партии товаров (общим весом более 134 тонн), перемещаемых физическими лицами под видом товаров для личного пользования, возбуждено 1 533 дела об АП, 278 уголовных дел, доначисленно в федеральный бюджет более 4,9 млн. руб.

В 2013 г. продолжился рост количества пересылаемых через таможенную границу международных почтовых отправлений (далее - МПО), обусловленный увеличением (в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза) стоимостных и весовых квот беспошлинного ввоза товаров в МПО и развитием рынка Интернет-торговли.

Так, в Московской таможне (места международного почтового обмена: «Москва ММПО», «Прижелезнодорожный почтамт при Казанском вокзале» и «Москва – Внуково ММПО») количество ввезенных и выпущенных в 2013 г. МПО по сравнению с 2012 г. увеличилось в 1,4 раза (12,7 млн. МПО в 2012 г. и 18,3 млн. МПО в 2013 г.), в том числе посылок в 1,3 раза (1,9 млн. в 2012 г. и 2,5 млн. в 2013 г.), мелких пакетов в 1,5 раза (10,8 млн. в 2012 г. и 15,8 млн. в 2013 г).

В Брянской таможне (место международного почтового обмена «Брянск МСЦ») количество ввезенных и выпущенных в 2013 г. почтовых отправлений по сравнению с 2012 г. увеличилось практически в 1,7 раза (1,1 млн. МПО в 2012 г. и 1,9 млн. в 2013 г.), в том числе посылок в 1,5 раза (108 тыс. в 2012 г. и 162 тыс. в 2013 г.), мелких пакетов в 1,8 раза (1 млн. в 2012 г. и 1,8 млн. в 2013 г.).

В 2013 г. срабатывание всех (общероссийских, зональных, региональных и срочных (СПР) утвержденных профилей рисков произошло в 502 442 случаях (в 2012 г. - 505 135), что составило 12,30% (в 2012 г. – 12,80%) от общего объема товарных партий, оформленных в регионе Управления - 4 084 462 (в 2012 г. — 3 945 507), из них при совершении таможенных операций, отличных от таможенного декларирования путем подачи ДТ, срабатывание произошло в 44 062 случаях (в 2012 г. - 31 054).

При применении мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков в 2013 г. получены следующие результаты:

  • возбуждено 2 829 дел об АП (в 2012 г. – 1 894) и 152 уголовных дела (в 2012 г. – 109), по завершенным в 2013 г. делам об АП сумма штрафов составила 44,53 млн. руб. (в 2012 - 128,90 млн. руб.);
  • в результате корректировок таможенной стоимости сумма довзысканных таможенных платежей составила 3 096,78 млн. руб. (в 2012 г. – 3 826,61 млн. руб.);
  • в результате принятых решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, изменяющие заявленные коды товаров, довзыскано 204,02 млн. руб. (в 2012 г. - 170,34 млн. руб.);
  • в результате принятых решений о стране происхождения товаров довзыскано 6,71 млн. руб.;
  • в результате принятия иных решений (отказ в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей, тарифных преференций и т.п.) довзыскано 14,93 млн. руб.

При применении профилей рисков таможнями региона проведен 92 681 таможенный досмотр (в 2012 г. – 115 309).

В течение 2013 г. Управлением утверждено 72 региональных и зональных профиля рисков (в 2012 г. - 61).

Принято 122 решения о классификации товаров (в 2012 г. - 78), изменяющих заявленные коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, в результате которых сумма подлежащих уплате таможенных платежей увеличилась на 13 464,90 тыс. руб. (в 2012 г. - 8 385,52 тыс. руб.).

По 1 912 товарным партиям проведены корректировки таможенной стоимости (в 2012 г. - 472), сумма довзысканных таможенных платежей составила 29 038,86 тыс. руб. (в 2012 г. - 13 104,99 тыс. руб.).

В 2013 г. было разработано и направлено в таможни региона 1 994 СПР (в 2012 г. – 2 061).

По результатам применения в 2013 г. мер по минимизации рисков, предписанных СПР, возбуждено 6 уголовных дел (в 2012 г. - 1) по ст. 194, ч.1 ст. 266, ч. 1 ст. 228 УК РФ, вынесено 211 (в 2012 г. - 105) определений о возбуждении дел об АП по статьям 14.10, 16.1, 16.2, 16.3, 16.11 КоАП РФ. По завершенным делам об АП начислено штрафов на сумму 5 469,77 тыс. руб. (в 2012 г. - 15 161,22 тыс. руб.). По результатам 1 054 (в 2012 г. - 1248) корректировок таможенной стоимости взыскано таможенных платежей на сумму 186 061 тыс. руб. (в 2012 г. - 232 186,02 тыс. руб.)

По 365 СПР (в 2012 г. - 207) приняты решения о классификации товаров в соответствии ТН ВЭД ТС, изменяющих заявленный код товаров, в результате чего сумма довзысканных таможенных платежей увеличилась на 79 410,24 тыс. руб. (в 2012 г. - 57 440,07 тыс. руб.).

По результатам принятия решений о стране происхождения товаров и отказе в предоставлении тарифных преференций довзыскано 3 156,91 тыс. руб.

По результатам применения 80 СПР таможенными органами было принято решение о выпуске под обеспечение уплаты таможенных платежей. Общая сумма обеспечения составляет 21 111,89 тыс. руб.

За 2013 г. в регионе деятельности Управления с использованием международной ассоциации сетей Интернет было выпущено 1 391 943 электронных деклараций на товары (далее – ЭДТ), что составило 98,4% от общего декларационного массива Управления. За аналогичный период 2012 г. было выпущено 1 258 422 ЭДТ, что составило 94,51%. По сравнению с 2012 г. произошло увеличение доли интернет-декларирования на 3,89%.

С использованием технологии удаленного выпуска в 2013 г. в регионе деятельности Управления, а также во взаимодействии Управления с иными РТУ было выпущено 124 633 ЭДТ, что составило 8,81% от общего объема декларирования. При этом по сравнению с 2012 г (всего 77 733 ДТ, 5,85%) произошло увеличение на 2,96%.

За 2013 г. в регионе деятельности Управления технологию удаленного выпуска применяли 3 574 участника ВЭД, за 2012 г. – 3 090 участников ВЭД, по сравнению с 2012 г. произошло увеличение на 484 участника ВЭД.

За 2013 г. Центрами электронного декларирования Управления было выпущено более 117 тыс. ЭДТ (117 473), что составило 94,26% от общего количества выпущенных ЭДТ по технологии удаленного выпуска товаров.

По состоянию на 01.01.2014 в регионе деятельности ЦТУ функционируют 169 складов временного хранения, учрежденных юридическими лицами, из них открытого типа – 128, закрытого типа – 41.

Ведомственный контроль

Одной из основных задач правовой службы была и остается задача обеспечения соблюдения законности при выполнении таможенными органами своих функций. На реализацию этой задачи и направлена деятельность службы по рассмотрению жалоб лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, актов прокурорского реагирования, и по организации и проведению ведомственного контроля таких решений, действий.

В 2013 г. Управлением и подчиненными таможнями рассмотрено по существу 182 жалобы заинтересованных лиц (ЦТУ – 129, таможни – 53), что на 23% больше, чем в 2012 г.

По результатам рассмотрения в 2013 г. порядка 61% решений таможенных органов признаны правомерными, что сопоставимо с результатами рассмотрения в 2012 г.

Произошло существенное смещение акцентов в предмете обжалования - количество решений по таможенной стоимости сократилось по сравнению с 2012 г. на 70%, а число решений о классификации товаров возросло на 50%.

В истекшем году Управлением и таможнями региона рассмотрено 430 актов прокурорского реагирования (217 представлений и 213 протестов). Из них 238 актов (порядка 55% от числа рассмотренных) удовлетворены полностью или в части (173 представления и 65 протестов).

Для сравнения: по итогам 2012 г. Управлением и таможнями региона рассмотрен 261 акт прокурорского реагирования; из них 203 акта прокурорского реагирования (78% от числа рассмотренных) удовлетворены полностью или в части.

Таким образом, количество поступивших актов прокурорского реагирования увеличилось на 65%, а количество удовлетворенных актов прокурорского реагирования сократилось на 23%.

Рассмотрение всех актов прокурорского реагирования (протестов и представлений) осуществляется с участием представителей прокуратуры, как правило, организуется проведение служебных проверок, результаты которых доводятся до сведения органа, внесшего акт реагирования.

В 2013 г. Управлением и подчиненными таможенными органами принято 2102 решения об отмене (изменении) 7100 решений в области таможенного дела, принятых нижестоящими таможенными органами, из которых наибольшее количество решений отменено (изменено) таможнями региона (95%).

В целях сокращения принятия неправомерных решений в 2013 г. таможнями региона проведен ряд мероприятий, направленный на устранение причин и условий, способствующих принятию незаконных решений: служебные проверки, применение мер материального характера к должностным лицам, принявшим незаконные решения, занятия по изучению нормативных правовых актов, требования которых нарушены, стажировки, заслушивания должностных лиц.

Проведение ведомственного контроля позволяет минимизировать количество отрицательных судебных решений. Так, 23 решения, вынесенные Управлением в порядке ведомственного контроля, послужили основанием для отказа от 28 исков.

Правовая деятельность

Важной функцией правовой службы является обеспечение правовой защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Всего в 2013 г. велась работа по 3180 судебным делам, из которых по 2119 делам вынесены судебные акты (судебные постановления) по существу.

По сравнению с 2012 г. общее количество дел (3689), находящихся в работе таможенных органов Управления, уменьшилось на 14%.

В 2013 г. правовой службой предоставлено 2379 консультаций, в числе которых 206 письменных и 2173 устных консультаций.

Таможнями региона представлено 2729 консультаций, из них 351 письменных и 2378 устных консультаций. По сравнению с 2012 г. (3526 консультаций, из которых письменных - 324, устных - 3202) количество обращений о предоставлении государственной услуги в целом сократилось почти на 23% (при этом количество предоставленных устных консультаций уменьшилось на 25%, а количество предоставленных письменных консультаций увеличилось на 8%). На снижение количества обращений за предоставлением государственной услуги в таможнях региона повлияла реорганизация некоторых таможен в 2012 г.

При этом также следует отметить снижение количества обращений граждан и организаций за консультацией и в отдельные внутренние таможни в 2013 г. (например, в Воронежскую таможню - на 15%, Липецкую - на 38%, Тульскую - на 52%, Ярославскую - на 31%).

Таможенный контроль после выпуска товаров

Основными задачами деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска Управления (далее – ПТКПВТ) в 2013 г. являлись планомерная организация работы по выявлению, устранению и предупреждению нарушений таможенного законодательства, влекущих неуплату таможенных платежей, а также разработка и реализация предложений, направленных на устранение причин возникновения таких нарушений, осуществление мероприятий, направленных на возмещение ущерба, причиненного федеральному бюджету Российской Федерации.

Реализация данных задач осуществлялась путем проведения таможенного контроля после выпуска товаров с использованием форм таможенного контроля, определенных статьей 110 Таможенного кодекса Таможенного союза, основной и максимально результативной из которых является таможенная проверка.

Эффективность деятельности ПТКПВТ в 2013 г. в сравнении с 2012 г. характеризуется следующими результатами.

Общее количество проведенных проверочных мероприятий после выпуска товаров, несмотря на снижении штатной численности ПТКПВТ на 3 единицы (2012 г. – 186, 2013 г. – 183), увеличилось на 18,26% и составило 1 593 (2012 г. - 1 347), из них, проведено 897 таможенных проверок, что на 5,79% больше, чем в 2012 г. (848).

Доля результативных таможенных проверок в общем количестве проверок составила 72%. При этом, средняя эффективность одной таможенной проверки по довзысканным таможенным платежам, пеням и штрафам увеличилась на 35,63% и составила 1,128 млн. руб. (2012 год - 831,7 тыс. руб.).

Доля денежных средств, взысканных в бюджет государства, в расчете на одну штатную единицу выросла в 1,4 раза и составила более 5,5 млн. руб. (2012 г. – 3,8 млн. руб.).

Всего по результатам таможенного контроля после выпуска товаров в 2013 г. ПТКПВТ фактически довзыскано таможенных платежей, пеней и штрафов в размере 1,01 млрд. руб., что на 43,47% больше, чем в 2012 г. (705,286 млн. руб.). Возбуждено 26 уголовных дел, что в 2,6 раз больше, чем в 2012 г. (10 дел).

По результатам контрольных мероприятий, проведенных после выпуска товаров, принято 1719 решений по выявленным фактам неверной классификации и заявления страны происхождения товаров (18% от общего количества решений), доначислено 438,2 млн. руб. (43% от общей суммы доначисленных таможенных платежей), довзыскано 362,5 млн. руб. (40% от общей суммы довзысканных таможенных платежей, на 22% больше 2012 г.).

При взаимодействии подразделений товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений с подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров по проведенным таможенным проверкам в 2013 г. довзыскано 39,5 млн. руб. (в 3,7 раза больше 2012 г.), эффективность одной информационно-аналитической справки (далее – ИАС) составила 295 тыс. руб., что в 1,3 раза больше значения 2012 г. (1 ИАС – 234,8 тыс. руб.).

В рамках системы управления рисками в 2013 г. разработано и направлено в координирующее подразделение службы организации таможенного контроля Управления 7 проектов региональных и 6 проектов зональных профилей рисков (все из них утверждены и действовали в течение года), а также 3 срочных профиля рисков и 5 региональных ориентировок, подготовленных в отношении отдельных товаров.

По результатам применения в 2013 г. региональных, зональных и срочных профилей рисков, подчиненными таможнями принято 1103 решений, довзыскано таможенных платежей на общую сумму 155,5 млн. руб. (в 2,3 раза больше, чем в 2012 г.).

Правоохранительная деятельность

По итогам работы за 2013 г. правоохранительными подразделениями таможен ЦТУ возбуждено 706 уголовных дел, что на 5% больше, чем в 2012 г. (673 уголовных дела). На 49% увеличилось количество уголовных дел, возбужденных по информации оперативных подразделений таможен Управления в 2013 г. Если в 2012 г. возбуждено 218 уголовных дел по оперативной информации, то в 2013 г. – 324 дела.

Общее количество возбужденных уголовных дел в наибольшей степени увеличилось в следующих таможнях:

  • в Московской областной таможне – в 3,5 раза;
  • в Центральной оперативной и Смоленской таможнях – в 2 раза;
  • во Владимирской и Курской таможнях – в 1,8 раза.

Как положительный результат необходимо отметить увеличение в 3 раза количества возбужденных Центральной оперативной таможней уголовных дел по ст. 194 УК РФ «По фактам уклонения от уплаты таможенных платежей» (с 5 в 2012 г. до 15 в 2013 г., причем 11 из них возбуждено в отношении установленных лиц).

По основным линиям работы правоохранительными подразделениями таможен ЦТУ в 2013 г. достигнуты следующие результаты:

  • по линии борьбы с контрабандой наркотиков (далее – БКН) возбуждено 556 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 15 кг наркотических средств, 2 кг сильнодействующих веществ, более 9 кг. прекурсоров и более 11 кг психотропных веществ;
  • по линии борьбы с особо опасными видами контрабанды (далее – БООВК) возбуждено 66 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято 714 единиц оружия, 22 предмета к ним, 292 патрона, 24 предмета, относящихся к продукции военного назначения. Возбуждено 3 уголовных дела по факту контрабанды наличных денежных средств (ст. 200¹ УК РФ) на сумму 252 200 долларов США;
  • по линии борьбы с экономическими таможенными правонарушениями (далее – БЭТП) возбуждено 84 уголовных дела. Из незаконного оборота изъято 2156 единиц ювелирных украшений стоимостью 19,689 млн. руб., а также продукция, входящая в Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226¹ УК РФ, а именно: чугун передельный нелегированный весом 193 650 кг., 1144 шкурки животных (пушнина), мясо свинины весом 47 256 кг. Всего возбуждено 79 уголовных дел по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), сумма неуплаченных таможенных платежей составила более 573 млн. руб.
  • В результате взаимодействия правоохранительных подразделений таможен ЦТУ с подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров сумма таможенных платежей, подлежащих доначислению, указанная в актах таможенных проверок, проведенных на основании материалов правоохранительных подразделений, составила 315,611 млн. руб. Доначисленно таможенных платежей по результатам таможенных проверок, проведенных на основании материалов правоохранительных подразделений, на сумму 335,5 млн. руб., из них взыскано – 81,4 млн. руб.

В отношении конкретных лиц таможнями ЦТУ возбуждено 332 уголовных дела (47% от общего числа возбужденных уголовных дел), что на 24% больше, чем в 2012 г.

В 2013 г. прекращено 5 уголовных дел, из которых 4 прекращены в соответствии с актом амнистии в связи с вступлением в силу постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 02.07.2013 № 2449-6 ГД «Об объявлении амнистии».

Надзирающими прокурорами отменено 16 процессуальных решений по постановлениям о возбуждении уголовных дел, что в 2 раза меньше, чем в 2012 г. На 50% снизилась доля представлений, внесенных в таможенные органы надзирающими прокурорами в связи с выявлением фактов нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства (внесено 4 представления в 2013 г. и 8 – в 2012 г.).

В 2013 г. судами по уголовным делам, возбужденным таможнями ЦТУ, вынесено 2 обвинительных приговора (1 – Центральной оперативной таможней, 1 – Брянской таможней), общая сумма штрафов составила 235 тыс. руб.

По линии выявления и пресечения АП правоохранительными подразделениями таможен Управления в 2013 г. возбуждено 13 038 дел об АП, что на 10% больше, чем в 2012 г. (возбуждено 11 831 дело об АП).

Из 13 038 дел об АП, возбужденных за 2013 г. административное расследование осуществлялось по 4 906 делам об АП.

Основное количество выявленных административных правонарушений должностными лицами таможен региона за отчетный период пришлось на составы АП, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25, ст. 16.2, ч. 1 ст. 16.3, ст. 16.10, ч. 1 ст. 16.18, ст. 16.15, ч. 1 ч. 3 ст. 16.19, ч. 2 ст. 16.6 КоАП России.

В рамках дел об АП:

  • наложено штрафных санкций на сумму более 111,71 млрд. руб., из них Территориальными управлениями Росфиннадзора – 111,064 млрд. руб.;
  • взыскано 205,493 млн. руб.;
  • конфисковано товаров и транспортных средств на сумму 280,117 млн. руб.;
  • выявлена неуплата таможенных платежей на сумму 163,995 млн. руб.;
  • довзыскано таможенных платежей на сумму 61,268 млн. руб.

В 2012 г. в рамках дел об АП:

  • наложено штрафных санкций на сумму 74,973 млрд. руб. (из них таможенным органом 22,757 млн. руб. и судебными органами 416,645 млн. руб.);
  • взыскано 141,564 млн. руб.;
  • конфисковано товаров и транспортных средств на сумму более 218 млн. руб.;
  • выявлена неуплата таможенных платежей на сумму 146,783 млн. руб.;
  • довзыскано таможенных платежей на сумму 66,824 млн. руб.

Таким образом, сумма наложенных штрафных санкций по сравнению с 2012 г. увеличилась на 49%, сумма взысканных – на 45%, сумма конфискованных товаров и транспортных средств увеличилась на 28%, выявленная сумма неуплаты таможенных платежей на 12%, сумма довзысканных таможенных платежей уменьшилась на 9%.

По материалам и рапортам оперативных сотрудников в 2013 г. возбуждено 811 дело об АП, что на 17% больше, чем в 2012 г. (возбуждено 694 дела об АП).

В рамках дел об АП, возбужденных по материалам и рапортам оперативных сотрудников:

  • наложено штрафных санкций на сумму 8,501 млрд. руб.;
  • взыскано 18,824 млн. руб.;
  • конфисковано товаров и транспортных средств на сумму более 181 млн. руб.;
  • выявлена неуплата таможенных платежей на сумму 112,477 млн. руб.;
  • довзыскано таможенных платежей на сумму 38,592 млн. руб.

Указанные результаты были достигнуты как в ходе повседневной оперативно-служебной деятельности, так и в рамках проводимых специальных операций.

В 2012 г. в рамках дел об АП, возбужденных по материалам и рапортам оперативных сотрудников:

  • наложено штрафных санкций на сумму 2,847 млрд. руб.;
  • взыскано 22,86 млн. руб.;
  • конфисковано товаров и транспортных средств на сумму более 72 млн. руб.;
  • выявлена неуплата таможенных платежей на сумму 52,654 млн. руб.;
  • довзыскано таможенных платежей на сумму 12,972 млн. руб.

Таким образом, сумма наложенных штрафных санкций по сравнению с 2012 г. увеличилась в 3 раза, сумма взысканных уменьшилась на 15%, сумма конфискованных товаров и транспортных средств увеличилась в 2,5 раза, выявленная сумма неуплаты таможенных платежей увеличилась в 2,1 раза, сумма довзысканных таможенных платежей увеличилась в 3 раза.

Противодействие коррупции

В 2013 г. службой по противодействию коррупции (далее – СПК) ЦТУ в следственные органы в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ для принятия процессуальных решений направлено 114 материалов (в 2012 г. – 70), по результатам рассмотрения которых возбуждено 58 уголовных дел (в 2012 г. – 39), из которых 53 – по коррупционным преступлениям (в 2012 г. – 22), в том числе: 15 – по фактам склонения должностных лиц таможенных органов к получению взяток (ст. 291 УК РФ) (в 2012 г. – 4) и 7 – по фактам получения взяток должностными лицами таможенных органов (ст. 290 УК РФ) (в 2012 г. – 7).

Привлечено к уголовной ответственности 6 должностных лиц таможенных органов (в 2012 г. – 6) и 4 взяткодателя (в 2012 г. – 4).

В соответствии с приказом ФТС России от 18.01.2010 № 57 сотрудниками СПК ЦТУ рассмотрено 20 уведомлений о фактах склонения должностных лиц таможенных органов к совершению коррупционных правонарушений (в 2012 г. – 10). По результатам проведенных мероприятий в отношении 11 (в 2012 г. – 4) граждан возбуждено 11 (в 2012 г. – 4) уголовных дел по ст. 291 УК РФ; по 5 материалам из следственных органов получены отказы в возбуждении уголовного дела (в 2012 г. – 3); по материалам проверки 2 уведомлений, направленным в следственные органы, до настоящего времени решения не принято; сведения, содержащиеся в 2 уведомлениях (в 2012 г. – 3), в ходе проверок не нашли объективного подтверждения.

Кадровая работа

По состоянию на 31 декабря 2013 года штатная численность таможенных органов региона составила 10 870 единиц, в том числе сотрудников – 2 511, федеральных государственных гражданских служащих – 6 916, работников – 1 443. По сравнению с 31 декабря 2012 года штатная численность таможенных органов региона снизилась на 86 единиц, в том числе снижение сотрудников на 5 единиц, по должностям федеральных государственных гражданских служащих на 74 единицы и работников на 7 единиц.

Общая фактическая численность таможенных органов региона по состоянию на 31 декабря 2013 года составила 10 172 единицы, в том числе 2 314 сотрудников, 6 666 федеральных государственных гражданских служащих, 1 192 работник.

Укомплектованность по должностям сотрудников составила 92,15%, федеральной государственной гражданской службы – 96,38% , работников – 82,6%.

Укомплектованность по должностным лицам по состоянию на 31 декабря 2013 года составила 93,57%.

Всего в течение 2013 г. вновь принято 982 человек на должности сотрудников и должности федеральной государственной гражданской службы.

В 2013 г. из таможенных органов региона уволено 1 186 должностных лица (320 сотрудников, 621 федеральных государственных гражданских служащих, работников 245).

Удельный вес должностных лиц, имеющих высшее образование, составил 96,35% в общем числе должностных лиц.

Среди лиц, имеющих высшее образование, увеличился удельный вес должностных лиц со специальностями, отнесенными к группе «экономика и управление» (с 43,32% до 43,49%). Одновременно увеличилась доля должностных лиц со специальностями «юриспруденция» и «правоохранительная деятельность» (с 26,37% до 28,57%).

Все руководители таможенных органов региона (от начальника таможенного поста и выше) имеют высшее образование, 63,72% руководителей имеют профильное образование, 74,01% – имеют возраст от 30 до 50 лет, 80,39% – стаж работы в таможенных органах от 10 до 25 лет.

Оценить