Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Центральное таможенное управление

22 октября 2019 15:22

Обзор оснований принятия таможенными органами решений об отказе в рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц по существу

Статьей 293 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предусмотрены следующие основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу:

1) имеется решение, принятое в соответствии со ст. 298 Федерального закона этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;

2) не соблюдены сроки обжалования, установленные ч. 1 ст. 289 Федерального закона, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом такое ходатайство отклонено;

3) решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;

4) жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;

5) отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);

6) несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы, установленных ч.ч. 1 и 3 ст. 290 или ч. 2 ст. 300 Федерального закона;

7) заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу, предусмотренные ч. 1 ст. 291 Федерального закона.

 

Рассмотрим типичные ошибки, допускаемые заявителями при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц (на примере решений Центрального таможенного управления об отказе в рассмотрении жалоб по существу, принятых за 8 месяцев 2019 г.).

  1. В таможенный орган поступила жалоба организации. В качестве заявителя в жалобе указан «генеральный директор ……(Ф.И.О. лица)». Сведения об идентификационном номере налогоплательщика – юридического лица в жалобе отсутствуют.
  2. В таможенный орган поступила жалоба организации, подписанная представителем по доверенности. Доверенность одновременно с жалобой не представлена.
  3. В таможенный орган поступила жалоба организации, подписанная представителем по доверенности. В качестве документа, подтверждающего полномочия лица, представлена незаверенная копия доверенности, содержащей право «совершать таможенные операции при таможенном декларировании товаров и иные таможенные операции, помещать товары на СВХ».
  4. В таможенный орган поступила направленная 26.08.2019 согласно оттиску печати Почты России на конверте жалоба организации на решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 20.04.2019, полученное заявителем 20.04.2019. С ходатайством о восстановлении срока организация не обратилась.
  5. Жалоба подана через сайты ведомств (вкладки «Приемная ЦТУ», «Обращения граждан»).
  6. Жалоба не подписана заявителем.
  7. В поступившей в таможенный орган жалобе организация выражает несогласие с «необоснованными претензиями со стороны сотрудников таможенных органов», ею были получены «запросы о предоставлении дополнительных документов и сведений».
  8. В таможенный орган поступила жалоба организации на решение по результатам таможенной проверки. Арбитражным судом вынесено определение о принятии к производству заявления организации о признании данного решения недействительным.
  9. В таможенный орган поступила жалоба организации на уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, направленное в связи с решением о классификации товара. Арбитражным судом принято к производству заявление организации о признании недействительным решения о классификации товара.

 

Заявителями, подающими жалобу, могут выступать:

- юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, которые обжалуют решение, действие (бездействие) таможенного органа через свои органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица или организации, не являющейся юридическом лицом, либо через своих представителей;

- физические лица, которые обжалуют решение, действие (бездействие) таможенного органа или должностных лиц лично или через уполномоченного представителя.

Жалоба должна содержать, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика и быть подписана заявителем или его представителем.

В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

Отсутствие сведений об идентификационном номере налогоплательщика – юридического лица не позволяет подтвердить или опровергнуть факт наличия у лица как генерального директора организации полномочий, предоставленных ему федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Верность копий документов и выписок из них свидетельствует нотариус. Нотариальное действие представляет собой свидетельствование тождественности текста предъявленной нотариусу копии с оригиналом.

Если законодательством не предусмотрено представление копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

В случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной.

Ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

Жалоба подается в таможенный орган в письменной форме и должна содержать:

1) наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;

3) существо обжалуемого решения, действия (бездействия);

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), а также посредством телеграфной связи, считается поданной без соблюдения требования об ее подписании лицом, чьи права, по его мнению, нарушены.

Положения Федерального закона, предусматривающие возможность подачи жалобы в таможенный орган в виде электронного документа, применяются с 01.01.2022.

Жалоба, указанная в качестве примера в п. 7, не содержит сведений о таможенном органе и номере ДТ, по которой проводится проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, непосредственно запросы документов и сведений, отражающие данные сведения, одновременно с жалобой также не представлены.

Решение, действие (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд.

Предметы поступившей в таможенный орган жалобы и заявления, подлежащего рассмотрению судебным органом, (п. 8) аналогичны, а обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы (п. 9), являются предметом рассмотрения суда.

Оценить